29.03.2004 01:20
Культура

Фестиваль "Золотая маска" начался весело

Фестиваль "Золотая маска" начался весело
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3440)
Читать на сайте RG.RU

В одном этом - знак уверенного в себе, хорошо налаженного театрального дела, которым стала "Золотая маска" за десять лет своей жизни. Режиссер церемонии - питерский мастер карнавальных представлений Андрей Могучий соединил в своем шоу людей и зверей, подарив зрителям встречу с безусловной правдой цирка. Сама по себе эта идея исполнена юмора, если не ядовитого сарказма. Драматическое искусство последнего десятилетия, если посмотреть на него сквозь беспристрастные огни цирка, почти лишено одного важного качества, которым цирк обладает в полной мере, - отваги. Отваги и бесстрашия, предельности и честности перед собой и публикой. Уж если акробаты взлетают в воздух и парят под куполом, совершая немыслимые кульбиты, - то это их настоящий и ответственный выбор, от которого у публики захватывает дух. И это была веселая и правильная идея в День театра собрать театральный народ в цирке и показать ему красоту и силу по-настоящему рискующих людей.

Идея была хороша, но шоу как всегда трещало по швам и разваливалось на ходу. Начали, правда, браво: под звуки марша "Я другой такой страны не знаю" и кадры из фильма "Цирк" с монументальной мощью по лестницам спустились знаменосцы в белом. На их спинах красовались имена лауреатов "Золотой маски" за десять лет ее жизни.

Дальше два коверных, выкатившихся на арену, при тщательном рассмотрении оказались народным артистом и председателем СТД Александром Калягиным и президентом Ассоциации "Золотая маска", тоже народным артистом Георгием Тараторкиным. Первый, хоть и поднаторел в искусстве фарса, но искусство коверного освоить не успел. Его невнятное бормотание не долетало до верхних рядов.

Впрочем, тексты были исполнены скрытого от многих присутствующих смысла. Рыжий - Калягин и Белый - Тараторкин все выясняли между собой, сколько нужно заплатить, чтобы получить маску. Гергиев с Мариинкой в Юбилейной программе "Маски" не появился, и об этом Рыжий тоже что-то бурчал. Когда же на арену вывезли мудрого и печального льва в клетке, Рыжий стал искать Льва Додина и взывать: "Абрамыч! Абрамыч!". "Абрамыч" тоже не смог представить в Юбилейной программе "Маски" гастроли своего прославленного МДТ - Театра Европы. МХАТ им. Чехова запросил такую аренду, что гастроли пришлось отложить до июня.

По поводу льва Рыжий еще что-то острил. Улыбка, говорит, у него такая же мужественная и добрая, как у нашего Президента. И на "Вову" он откликается, когда есть хочет. Такими незатейливыми шуточками обменивались два коверных. Белый в основном печально молчал, очевидно, ожидая, когда его положат в ящик и разрежут пополам. Положение спасали звери. Огромный старый слон олицетворял номинацию "Спектакли большой формы", а переодетая в слона собачонка - "Спектакли малой формы". Верблюды и лама, очевидно, представляли грезы Эдуарда Боякова о далекой Африке. Ведь бессменный директор "Золотой маски" покидает свое детище и отправляется в Африку осуществлять новый театральный проект с российскими и африканскими танцовщиками. А когда вернется, продолжит руководить гергиевским "Пасхальным фестивалем". На смену ему в "Маску" придет бывший директор МХАТа им. Чехова Мария Ревякина, не нашедшая общего языка с Олегом Табаковым.

Главным героем всего представления был Эдуард Бояков. Он явился на арену цирка как мужественный "летчик Петрович". "Поматросив" с Катей Гусевой, исполнительницей роли Кати Татариновой в "Норд-Осте", он взлетел под купол цирка и скрылся в облаках. Через некоторое время оттуда упала его кукла, а сам Бояков появился в смокинге, чтобы объявить имена участников церемонии. Но его слова потонули в шуме расходящейся публики, которой предложили покинуть помещение через центральный выход. Постановочная "накладка" скомкала предполагавшуюся торжественность финала. Но все и без того уже собирались на банкет, и церемонию покидали весело, хоть и недоуменно: вот уже и зверей подключили, и акробатов, и море коньяка для тысячного зала, и народные артисты в качестве коверных, и сам Бояков - под куполом цирка, а шоу все равно не выходит.

Впрочем, это не главное. Главное, чтобы спектакли радовали. А их в нынешней программе много, и выбирать жюри будет трудно.

Конкурсная программа юбилейной "Маски" продлится до 12 апреля и закроется церемонией на сцене Большого театра. Там, наверное, будет по-настоящему торжественно.

Театр