30.03.2004 00:00
Экономика

Новые правила бухучета

Минэкономразвития предлагает передать регулирование финотчетности негосударственным институтам
Текст:  Юлия Проскурякова
Российская Бизнес-газета - : №0 (453)
Читать на сайте RG.RU

Итак, для снижения административной нагрузки авторы концепции предлагают усовершенствовать систему установления государственными органами власти требований к раскрытию предприятиями информации о своей деятельности. Предприятиям предписывается ввести единый формат отчетности для предоставления в систему "единого окна". Помимо этого предлагается исключить из законодательства ненужные и дублирующие требования в отношении ведения учета и составления отчетности, одновременно модифицировав остающиеся требования для более полного удовлетворения интересов пользователей отчетности (кредиторов, инвесторов, государственных органов по налогам, статистике и финансовым рынкам).

Основной задачей для предприятий, согласно концепции, является строительство своей учетной политики таким образом, чтобы обеспечить своевременное составление качественной финансовой, налоговой и иных видов отчетности. Ведь инвестиционные решения принимаются на основе финансовой информации. Поэтому отчетность предприятий, привлекающих средства на рынке капитала, должна быть понятной пользователю, информативной и достоверной.

По мнению экспертов, действующие российские стандарты бухгалтерского учета не обеспечивают получение такой отчетности и являются тормозом на пути формирования системы раскрытия финансовой информации, отвечающей современным рыночным стандартам. Это связано с низким качественным уровнем российских стандартов, а также с сохраняющимися существенными отличиями их от Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В результате чего данные отчетности российских организаций несопоставимы с данными отчетности организаций из других стран, что соответственно создает значительные препятствия повышению инвестиционной привлекательности российских предприятий. Организации же, которые наряду с российскими правилами учета применяют МСФО, несут значительные издержки по ведению двух систем учета и аудиту двух комплектов финансовой отчетности.

Таким образом, первоочередной целью деятельности в сфере развития учета и отчетности на среднесрочную перспективу согласно концепции является повышение прозрачности российской экономики за счет внедрения МСФО в практику корпоративного управления. Для реализации этой цели Минэкономразвития предлагает обязательное внедрение МСФО на общественно значимых предприятиях, облегчение бремени составления предприятиями отчетности, невостребованной пользователями, и создание эффективных механизмов регулирования системы учета и отчетности.

Переход на МСФО будет осуществляться поэтапно, с учетом возможностей и потребностей участников процесса перехода, начав с составления и представления коммерческими организациями консолидированной отчетности по МСФО и постепенно перейдя к составлению индивидуальной отчетности по МСФО.

На первом этапе переход на МСФО будет обязателен для организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, банковского сектора и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Налоговый и статистический учет предлагается оставить в ведении государства. Вопросы регулирования бухгалтерской профессии, а также экспертиза и согласование нормативных правовых документов в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности планируется передать на уровень негосударственного института. Также для организаций, обязанных перейти на составление отчетности по МСФО на первом этапе, имеющих ценные бумаги, которые обращаются на фондовых рынках зарубежных стран, предусмотрен переходный период, в течение которого они могут составлять финансовую отчетность в соответствии с другими международно-признанными стандартами.

Второй этап предусматривает обязательный переход на МСФО государственных унитарных предприятий и организаций страховой отрасли. На третьем этапе на МСФО перейдут все остальные общественно значимые организации, в том числе те, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках зарубежных стран, и те, кто составляет финансовую отчетность в соответствии с другими международно-признанными стандартами. Контроль за своевременностью предоставления и раскрытия финансовой отчетности по МСФО, а также полнотой ее раскрытия предлагается возложить на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.

Минэкономразвития также отмечает, что все предлагаемые изменения системы составления отчетности будут касаться только составления финансовой отчетности на периодической основе (например, раз в квартал) и никак не коснутся системы ведения бухгалтерского учета (первичного). Бухгалтерский учет всех организаций, в том числе тех, отчетность которых будет составляться в соответствии с МСФО, должен вестись по единым принципам, разработанным Министерством финансов РФ с учетом требований налоговых органов, и должен прежде всего обеспечивать налоговые органы достоверной информацией о произошедших за налоговый период операциях. Помимо этого данные учета позволят сформировать единую базу для целей государственной статистики, позволяющую проводить сопоставления между малым, средним и крупным бизнесом.

Банки Бизнес Минэкономразвития Минфин