30.03.2004 03:00
Экономика

Регионам добавят полномочий

На 300 миллиардов рублей
Текст:  Татьяна Афанасьева
Российская Бизнес-газета - : №0 (453)
Читать на сайте RG.RU

Схема выглядит так: на федеральном уровне - 10 налогов, что означает, что федеральным законом устанавливаются ставки налогов, налоговая база и основные льготы. К региональным налогам относится налог на имущество предприятий и налог на игорный бизнес, к местным - земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и торговый сбор. "Урвали" свои и поселковые администрации, которые также жаждут собирать налоги. При этом такие налоги, как подоходный, налог на прибыль предприятий и акцизы, будут в основном поступать в местные бюджеты. Тем самым, надеются авторы этих инициатив, будет окончательно доработан Налоговый кодекс. Напомним, что Государственная Дума прошлого созыва одобрила соответствующий пакет поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы в первом чтении, ну а новому составу Госдумы остается их принять.

Отметим, что регионы уже начали проявлять обеспокоенность, ведь с федерального уровня к регионам переходит финансирование законов о ветеранах и инвалидах, а с муниципального, к примеру, - образование. Отсюда и получается, что у регионов прибавится расходов почти на 300 миллиардов рублей. Вопрос: как и где их взять? Не секрет, что даже федеральному бюджету не хватает денег на выполнение всех функций по льготам. В частности, финансирование законов о ветеранах, об инвалидах и многих других в полном объеме не производится. Однако проблему эту решить можно, тем более что выборы прошли и теперь не надо кидать популистские лозунги об очередном предоставлении льгот для различных категорий населения. Для этого необходимо отменить или приостановить действие тех норм, которые государство сейчас все равно не финансирует, и тем самым привести доходы и расходы в соответствие, а уже затем разделить эту ответственность между уровнями бюджетов.

На деле же получилось так, что депутаты Госдумы, проголосовав за эти поправки в первом чтении, выбрали второй путь - не приостанавливая действие этих норм, они начали делить ответственность между уровнями бюджетов. Естественно, что денег не хватит и проигравшими в этой ситуации окажутся региональные бюджеты. Больше всего пострадают регионы-реципиенты, и, естественно, они будут требовать от федерального бюджета дополнительной помощи. Тем более что теперь ответственность за невыплату зарплат врачам, учителям будет переложена на региональные власти. Правда, расходы на повышение пенсий готов взять на себя федеральный бюджет.

При рассмотрении этих поправок во втором чтении законодателям придется серьезно поработать. Такой долгий перерыв между первым и вторым чтением необходим для того, чтобы собрать все замечания со всех субъектов Федерации. Уже сейчас понятно, что замечаний этих будет немало. Мало кто захочет добровольно перекладывать на себя политическую ответственность за невыплату зарплат бюджетникам, а такое вполне возможно. Ведь несколько лет назад мы были свидетелями такой картины: центр переводил регионам деньги на зарплаты, а они растворялись на бескрайних просторах... Была огромная задолженность по зарплатам и пенсиям, но так как тогда за это отвечал федеральный бюджет, то Правительство вынуждено было выплачивать дополнительные средства регионам. Сейчас скорее всего если не удастся обеспечить финансовыми ресурсами эту систему, то образуется неизбежный дефицит на региональном уровне, и наиболее слабые из них, где-то треть, окажутся на грани невыплаты зарплат или они будут вынуждены "уйти вниз" по сравнению со средним уровнем по стране. Они не смогут повышать ее на столько, на сколько будут повышать ее регионы-доноры, и у нас сложится разный уровень зарплат по стране.

Федеральный бюджет Бюджеты регионов