30.03.2004 00:45
Власть

Министерство "три в одном"

Министерство транспорта и связи призвано решать задачи нового качества
Текст:  Николай Бирюков
Российская Бизнес-газета - : №0 (453)
Читать на сайте RG.RU

Такое объединение логично и понятно. МПС после выделения из него коммерческой составляющей ОАО "РЖД" утратило былые влияние и значимость. В определенной мере с развитием в России независимого от государства телекоммуникационного рынка исчерпали себя и функции Министерства по связи и информатизации. Для перевода отрасли на рыночные рельсы, подготовки к ее демонополизации многое сделал сам экс-министр Леонид Рейман. В декабре 2000 года Правительством была одобрена "Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг на период до 2010 года". Основные мероприятия, направленные на реструктуризацию и экономическое реформирование отрасли, реализовывались в рамках концепции: это внедрение новых технологий, развитие рынка услуг связи, совершенствование правовой базы, привлечение инвестиций, а также реорганизация и модернизация почтовой службы, ускорение телефонизации населения и предоставление современных услуг на основе беспроводных технологий.

Главные идеи Концепции впоследствии послужили основой для нового Закона "О связи", принятого в 2003 году. Закон определяет правила работы на рынке коммерческих и государственных операторов связи, а также решает и социальные задачи - телефонизацию отдаленных и труднодоступных районов страны.

Однако при распределении министерских портфелей, обязанностей и функций оказалось, что ни в одной структуре обновленного Правительства России нет регулирования такой важной отрасли, как информатизация, ставшей неотъемлемой частью современной мировой экономики, науки, образования и общественной жизни. Пока не решено, кто будет курировать эту сферу. Герман Греф как-то отметил, что он не возражал бы взять в свое ведомство кураторство и над этой программой, еще более "утяжелив" Минэкономразвития. Однако в нем фактически нет специалистов в этой области. К тому же исходя из опыта ведущих западных стран развитие отрасли информатизации, которой уделяется значительное внимание, поручается специальным инфраструктурным ведомствам, курирующим коммуникации. Ситуация должна разрешиться к апрелю, и с информационными технологиями в Правительстве будут работать те же люди, что и раньше, - представители Министерства транспорта и связи.

Тем не менее отрасль в целом будет развиваться в соответствии с разработанной бывшим Министерством связи концепцией. И учитывая заслуги и профессиональный опыт Леонида Реймана, он и был назначен на должность первого заместителя нового министра транспорта и связи.

Должность первого замминистра в объединенной структуре получил также и Сергей Франк. Он занимал пост министра транспорта с 1998 года и поэтому успел не только накопить большой опыт, но и многое сделать во вверенной ему отрасли. Последние годы его работы были отмечены знаковыми событиями: достроена Байкало-Амурская магистраль, пущено сквозное движение по автотрассе Чита - Хабаровск, связавшей Дальний Восток с европейской частью России, и, самое главное, был разработан и принят базовый документ развития отрасли - Транспортная стратегия страны до 2025 года. В ней нашли отражение современные рыночные тенденции экономики, а именно отказ государства от монополизма в пользу частных, конкурентоспособных структур, сведение его роли к регулятору и ограничителю рынка. В первую очередь от реализации этого стратегического плана должны выиграть сами россияне. Создание единой трансроссийской транспортной сети позволит регионам получить равный доступ к транспортным коммуникациям и повысит качество жизни населения.

Несомненно, такая позиция близка Игорю Левитину, который, прослужив более двадцати лет в железнодорожных войсках, затем стал одним из высших менеджеров крупнейшей компании-перевозчика "Северстальтранс". Послужной список Левитина говорит о том, что он является специалистом в железнодорожном транспорте. Как управленец он, несомненно, воспользуется опытом и наработками своих предшественников для реализации поставленных перед новой структурой задач. Во время представления на пост руководителя объединенного ведомства сам Игорь Левитин отметил системный подход в деятельности прежнего министерства транспорта и поблагодарил его за работу. Своими основными задачами в новой должности он считает ликвидацию дублирования в технологических цепочках отрасли и повышение ее конкурентоспособности.

Госуправление Минтранс