31.03.2004 03:00
Экономика

С 1 апреля металл дорожает

С 1 апреля в России резко дорожает металл
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3442)
Читать на сайте RG.RU

Металл дорожает ползучим образом уже несколько месяцев (с декабря цены выросли на треть). Почему? Версия самих металлургов - рост накладных расходов, прежде всего на кокс, уголь и железную руду. Уголь, который составляет 54 процента стоимости металла, вздорожал с начала года на 26 процентов, да и не хватает его. Более честные эксперты-металлурги уточняют, что деньги в отрасли есть и можно было бы обойтись без роста цен, но тогда пострадают инвестиционные планы. Совсем уж правдивые и вовсе режут правду-матку: поскольку стальная конъюнктура на мировом рынке хороша, как никогда, труженики ковша куют железо, пока горячо, видя, что мировой рынок съест любое количество металла по любой цене.

Металлисты поступают так, как все нормальные субъекты рынка: спрос есть - гоним вверх цены. Но другие, не менее нормальные субъекты, завязанные на металл, забили в гонги и барабаны.

Но настоящую бучу подняли нефтяники и производители труб для них и для газовиков: бизнесмены просят или снизить цену на металл до уровня декабря, или полностью снять таможенные барьеры на ввоз импортных труб и оборудования. Если не произойдет того или другого, нефтяники грозят ростом цен на ГСМ на треть и даже срывом посевной.

Такого сюжета с открытыми границами металлурги, похоже, не ожидали. А что если Правительство и вправду откроет границы, при этом сразу убив двух зайцев (второй - реверанс перед ВТО): это положило бы конец монополии отечественных металлистов на трубном рынке, самом металлоемком и платежеспособном. Правда, нефтяникам за их жалобы тоже досталось. Их обвинили в том, что они занимаются лоббизмом, а сами не вкладывают деньги в развитие отрасли.

Будет ли реакция властей и когда? Авторы этого маневра выбрали крайне удачный момент: министерства сейчас поглощены собственной реорганизацией. Так, в Министерстве промышленности и энергетики нам сообщили: "Мы пока не занимаемся ничем". Более или менее внятный комментарий мы получили только из Федеральной антимонопольной службы. Как сообщил нам пожелавший не называть себя чиновник из этого ведомства, "быстрой реакции и быстрого ответа не будет - надо разобраться. Рынок сложный. Мы направили запросы в ведущие металлургические компании, ждем ответа". На вопрос, какие отрасли пострадают от повышения цен на металл в первую очередь, мы получили простой и понятный ответ: "От труб и машин - до ведер. Мы очень боимся цепной реакции. Но четкий ответ и о последствиях, и о плане действий вы услышите не раньше, чем через неделю".

Ясно, что власть не успевает отреагировать до Дня юмора и смеха. Металлурги выполнят свое намерение. К середине месяца, быть может, включится тяжелый и неповоротливый механизм антимонопольного расследования на предмет: "а был ли сговор", сработающий, дай бог, к маю. Отсюда вывод: нефтяники при желании могут сделать с посевной все, что угодно.

Кто под ударом? Помимо покупателей автомашин, труб и ведер, это - сельхозники и ЖКХ. Наши аграрии пока никак не отреагировали на угрозы нефтяников, зато в Казахстане, который сидит на российских нефтепродуктах, открыто говорят, что соглашение торговцев нефтепродуктами и властей о замораживании цен на "горючку" на время полевых работ скорее всего будет сорвано. Там готовы реанимировать планы создания интервенционного резерва ГСМ, которым будут поддерживать аграриев. Поскольку на таких же соглашениях держится и российский АПК, то же ждет и нас.

Что касается ЖКХ, то металлурги, не таясь, объявили о повышении с мая цен на трубы для "коммуналки" на 35-40 процентов. Безусловно, это очень быстро докатится до конечного тарифа на коммунальные услуги.

Между тем некоторые эксперты полагают, что милые, бранясь, откровенно тешатся. Повышать тарифы хотят на самом деле все, говорят эти наблюдатели: и нефтяники, и трубники, и производители машин. Конечно, кто-то при этом опасается падения спроса, а кто-то вовсе даже этого не боится. Взять ГСМ - посевная ведь все равно будет, бюджет ради зерна и картошки компенсирует все, что угодно. Но заставить бюджет "вникнуть в сложности" с кондачка нельзя, для этого нужно обстоятельство непреодолимой силы, в каковом качестве и выступают "злые" металлурги.

В такой ситуации "крайними" могут оказаться, во-первых, потребители, во-вторых, авторы макроэкономических прогнозов, которые обещают неуклонное снижение инфляции вкупе с экономическим ростом. Инфляционный виток - прямое следствие благоприятной конъюнктуры и бурного роста. Сам факт, что вокруг цен на металл стоит такой стон, говорит о том, что в России металл нужен, что из него что-то делают и это "что-то" покупают.

Товары и цены