Процесс смены лидера РПП не обошелся без скандала. Гартунг принял партию в наследство от Сергея Атрошенко, тесно связанного с нефтяным бизнесом. Раскол в партии начался сразу после декабрьских выборов в Государственную Думу. Тогда партия получила 3,1 процента голосов - в полтора раза больше, чем на выборах в 1999 году. Но все же многих волновало: почему не удалось преодолеть пятипроцентный барьер? Кого поддержит партия на выборах Президента? Какие позиции будет отстаивать и что предложит избирателям на выборах в законодательные собрания регионов?
От дискуссии по этим вполне закономерным, разумным вопросам тогдашний лидер партии Сергей Атрошенко всячески уклонялся. Более того, особо активных, настойчивых и любопытных членов партийного руководства Атрошенко обвинил в "раскольнической деятельности". Он заявил о закрытии партийной газеты "Старая гвардия" и о "роспуске" ряда региональных организаций, включая такие крупные и активные, как челябинская, ростовская, пермская, самарская и ряд других, а также об "исключении" их лидеров из партии.
"Раскольники" обратились к членам партии с предложением созвать внеочередной съезд: "Мы хотели услышать прямые и честные ответы на очень важные для всех нас вопросы. Мы хотели открытого обсуждения их на нашем партийном форуме".
И внеочередной съезд состоялся в конце января. Для того чтобы он был легитимен, необходимо было, чтобы инициативу о его созыве поддержали 29 из 57 действующих тогда региональных отделений партии. Сергей Атрошенко приглашение проигнорировал.
В итоге съезд принял решение: выразить председателю партии недоверие и приостановить его полномочия за "попытку раскола партии", за ее "кризис и проигрыш на выборах в Госдуму".
Исполняющим обязанности председателя партии до следующего съезда единогласно избран Валерий Гартунг, лидер самого крупного, насчитывающего около 50 тысяч членов, челябинского регионального отделения. Он, кстати, единственный депутат нынешнего созыва, представляющий в нижней палате партию пенсионеров. Избран по одномандатному округу.
За два месяца, которые Валерий Гартунг исполнял обязанности лидера, партия не только не захирела, но, как это часто случается, достойно выполнила рекомендации внеочередного съезда "уйти в регионы", "преодолеть внутрипартийный раскол" и "омолодиться". Почему омолодиться?
- Потому что региональные отделения партии - это не отделения собесов, - говорит председатель исполкома РПП Владимир Буткеев. - Молодым сподручнее реализовывать главные лозунги: защиту интересов не только 40-миллионной армии пенсионеров, но и тех, кому пенсионерами предстоит стать, а также молодежи, всех малоимущих слоев населения.
На очередной, пятый, съезд прислали своих представителей 51 из 71 региональных организаций. Около двух десятков из них получили регистрационные свидетельства совсем недавно.
Пятый съезд партии пенсионеров подтвердил все решения
IV внеочередного съезда, признал деструктивной раскольническую деятельность бывшего руководства, поддержал усилия председателя РПП Валерия Гартунга по защите идеи законопроекта "О правах граждан России на доходы от реализации природных ресурсов РФ", принятию единого пенсионного законодательства на базе Закона N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
В заключение не могу не упомянуть об одной детали. На пресс-конференции, которую проводили руководители партии по итогам съезда, милая девушка раздавала листки. На бланках с логотипом политической партии "Российская партия пенсионеров" за личной подписью Сергея Атрошенко было "Официальное заявление", объявляющее съезд незаконным. Аргументов приведено много, и подкреплены они даже ссылкой на решение районного суда одной из областей по иску члена партии некоего Андрея Прохорова. Суд решил: признать созыв, подготовку и проведение внеочередного съезда политической партии "Российская партия пенсионеров", назначенного на 31.01.2004 в г. Москве, незаконными.
А заодно взыскать с политической партии "Российская партия пенсионеров" в пользу Прохорова Андрея Викторовича государственную пошлину в размере 10 рублей.
- Как относится к этому новое руководство партии? - спросил я Валерия Гартунга.
- Это образец нашей судебной системы. Районный судья единолично останавливает деятельность целой политической партии, в которой сотни тысяч людей... Завтра он запретит заседания парламента, потому что там принимают не устраивающие кого-то законы...
- Но суд есть суд.
- Это решение тот же судья отменил, как только ему объяснили, что оно не правовое и не конституционное.
- И этого не знал бывший руководитель партии?
Видимо, хотел знать только то, что ему по душе. Поэтому и стал теперь бывшим, подумалось мне.