01.04.2004 01:40
Культура

Фестиваль британского кино

Фестиваль британского кино продолжится почти год
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3443)
Читать на сайте RG.RU

Фестиваль - детище Британского Совета, международной организации, которая работает в 110 странах мира, развивая контакты в области образования, науки и культуры. Этот традиционный кинопраздник уже открыл российским зрителям такие ныне знаменитые картины, как "Билли Эллиот", "Тайм-код", "Сестры Магдалены", многие из них впоследствии стали лауреатами премий БАФТА и "Оскар". Новый фестиваль откроется 6 апреля в Петербурге и 8 апреля в Москве нашумевшей комедией Найджела Коула "Девушки с календаря" - одним из главных хитов прошлогоднего фестиваля в Локарно, и закроется 13 апреля Гран-призером Берлинского фестиваля-2003 социальной драмой Майкла Уинтерботтома "В этом мире". В программе этих дней такие фильмы, как "Анита и я" Метина Хусейна - типичный плод интеграции культур в мультинациональной Европе: в нем индийская девочка, приехавшая в Лондон учиться, пытается акклиматизироваться в новой среде, и в этом ей помогает ее английская подруга. Экспериментальное кино представлено дебютной монтажной лентой Саймона Паммелла Bodysong ("Песнь тела"), где молодой режиссер рассказывает о природе, жизни и драмах человеческого тела, используя богатый киноматериал от кадров Дзиги Вертова до современной телехроники. Кинодрама Алисон Пиблс "После жизни" расскажет о молодом журналисте, который после смерти матери должен переосмыслить все свои жизненные принципы. Острым социальным проблемам посвящены фильмы "Непорочный" Гиллиса Маккиннона и "Шестнадцать лет запоя" Ричарда Джобсона. Обещают также ироничную киноповесть Роджера Мичелла "Мать" и "оскаровского" номинанта - автобиографическую картину Джима Шеридана "В Америке". "На посошок" Криса Кука - тоже дебют, образец новейшего "черного юмора", о четырех очень разных людях, которых объединило наказание за пьянство за рулем.

После старта в Москве и Петербурге фестиваль начнет путешествие по стране. Его опорными пунктами, как рассказали на пресс-конференции, станут многие из городов, где уже функционируют региональные центры Британского Совета: Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, а после летнего перерыва программу английских фильмов увидят в Иркутске, Красноярске, Томске, Новосибирске.

Фестиваль станет частью большой культурной программы, посвященной 70-летию Британского Совета, основанного в 1934 году в качестве организации, противостоящей набирающему силу фашизму и ныне работающей под патронажем королевы Великобритании и принца Уэльского. Кроме кино, в этой программе выставка британской системы образования в сентябре, а также спектакль знаменитого режиссера Деклана Доннелана "Отелло", поставленный к юбилею Британского Совета. Для участия в открытии фестиваля ожидается приезд Хелен Миррен ("Повар, вор, его жена и ее любовник", "Безумие короля Георга", "О, счастливчик!", "Калигула"), - урожденной Елены Мироновой, внучки русского артистократа-эмигранта и одной из крупнейших звезд английского театра и кино.

Она и сыграла одну из главных ролей в открывающей фестиваль комедии "Девушки с календаря". Это обаятельнейшая комедия, где почти нет мужчин, а созвездие прекрасных актрис упоенно разыгрывают историю, случившуюся в реальности в провинциальном Йоркшире. Там члены местного женского клуба решили собрать деньги для Фонда исследования лейкемии и придумали календарь, где уже немолодые женщины предстанут обнаженными. Успех превзошел все ожидания, журналисты были в экстазе, героинь пригласили в Голливуд, а их календари собрали больше полумиллиона фунтов стерлингов и по спросу обогнали американские календари с Бритни Спирс.

Надо видеть, с каким тактом, мастерством, а главное, юмором авторы фильма проходят по лезвию ножа в сценах фотосъемки героинь, стряпающих, шьющих и выполняющих уютную домашнюю работу без обременительных деталей одежды. Календарь, который получился в результате, безупречен в художественном отношении, и повесить его на стенку - честь для каждого ценителя красоты. В этом главный сюрприз фильма и его тема. В мире, ставшем необъятной "школой злословия", авторы идеи свершили сущую революцию в умах: они напомнили о том, какая это глупость - комплексовать по поводу возраста, внешности, характера и судьбы. Они перевернули все с головы на ноги, и возраст стал не обузой, а наградой, и у природы действительно нет плохой погоды. Перед нами человеческое сообщество, которому можно позавидовать: там люди сумели взорвать к чертям собачьим предрассудки и рутину, они взбунтовались против ханжества, и им стало весело жить.

"Девушки с календаря" вкупе с такими известными у нас картинами, как "Билли Эллиот" и "Мужской стриптиз", образуют современный тип английского реалистического кино, где в основе случаи столь же реальные, сколь и невероятные, - характерные для новой европейской цивилизации, где право человека на достоинство признано априорно, и война идет за одоление внутренних преград, мешающих гадким утятам стать прекрасными лебедями.

"Девушки с календаря" у нас куплены и выйдут на экран. Как и "Мать", и "В Америке". Но вот полудокументальная драма Уинтерботтома "В этом мире", даром что отхватила Золотого медведя в Берлине, московских дистрибьюторов не привлекла, и фестиваль станет единственным шансом ее увидеть. Фильм тоже навеян реальной трагедией, случившейся во время попытки китайских эмигрантов нелегально перебраться в Англию и погибших от удушья в замкнутом контейнере при пересечении Ла-Манша. В фильме это молодые беженцы из Афганистана, с которыми мы вместе проходим их трудную одиссею к стране их мечты, и которые трагически погибнут у самой цели.

Кино и ТВ