02.04.2004 01:03
Происшествия

Учительница избивала детей

В головы учеников кулаками
Текст:  Нина Рузанова (Новосибирск)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3444)
Читать на сайте RG.RU

За закрытыми дверями

14 марта мать Кати Бариновой, ученицы 8 "А" 165-й школы, обратилась в милицию: ребенок пришел из школы с расцарапанной до крови шеей. Выяснилось, что это дело "твердых" учительских рук: как написано в заявлении, на уроке Нэлли Макарова схватила девочку за воротник, вытащила из-за парты и начала трясти. После встряски на шее ребенка остались кровавые следы - к заявлению приобщена соответствующая справка из поликлиники.

16 марта в правоохранительные органы поступило еще одно заявление - от матери Ани Градобоевой, которая учится с Катей в одном классе. Как утверждается в заявлении, девочка также пострадала от Нэлли Макаровой: увидев, что девочка не так оформила задание (написала примеры не в столбик, а в строчку), педагог начала бить ее кулаком по голове. "Моя дочь перенесла две тяжелые операции на глазах, любое физическое вмешательство, тем более удары по голове, может серьезно ухудшить ее состояние", - говорится в заявлении.

Бумаги поступили к инспектору подразделения по делам несовершеннолетних Наталье Гречушниковой, которая курирует 165-ю школу. В свою очередь она попросила школьников - свидетелей инцидента с Катей Бариновой - написать объяснения. Любопытно, что первоначально писать их намеревался чуть ли не весь класс - двадцать человек. Однако после беседы с директором ("Что ты можешь сказать против Учителя?!") смельчаков оказалось только восемь. Они собственноручно описали то, что произошло на уроке, и добавили новые факты. "Нэлли Михайловна обзывает нас дебилами, девочку может назвать шлюхой. Может порвать или пнуть личные вещи ученика. Может ударить линейкой, указкой или просто настучать по голове. А если написать на нее докладную, она "мочит" этого ученика на протяжении учебных годов..." Саша Головин утверждает, что Макарова в один прекрасный день ударила его по голове связкой ключей. Даниил Белокозов пишет, что Нэлли Макарова "тыкала его пальцами в грудь, била по голове".

Рассказывая о том, как Нэлли Михайловна "воспитывала" Катю Баринову, все ученики единодушны - вытащила из-за парты, сильно трясла, толкала. Другой взгляд на вещи - только у самой учительницы. "Я помогла девочке встать, взяв ее за предплечье", - заявляет учительница.

Даже детей-сирот есть кому защитить!

Обращения детей и родителей в милицию привели к серьезным последствиям. Сейчас в школе работает прокуратура и чиновники из городского управления образования. Пытаются объединиться и родители тех детей, которые не побоялись выступить против учительницы. Взрослые боятся того, что давление на детей будет усилено, однако отступать уже некуда. Вот что рассказала нам Инна Белокозова, мать Даниила:

- Мой сын перенес травму позвоночника и из-за болезни остался на второй год. Попал в этот класс, до этого мы с Макаровой не сталкивались. Как-то раз она при всем классе дала ему пощечину, тыкала в грудь пальцами и обзывала мразью и бестолочью - за то, что он не понял тему, которую она объясняла. После этого вызвала меня в школу. В разговоре со мной она держалась очень уверенно и ничего не отрицала: "Да, это было, ваш сын меня довел". И после этого разговора с Макаровой мы с отцом написали жалобу директору школы Елене Анатольевне Ефановой. Но она просто не стала ее читать, сказав нам: "Разбирайтесь сами!" Я знаю, что другие родители тоже жаловались директору школы на Макарову - одному мальчику эта учительница запихнула за пазуху грязную тряпку, другой на уроке потерял сознание, испугавшись ее крика...

...Даниил Белокозов, попавший в разряд бунтарей, сегодня смертельно испуган. Именно во время нашего разговора с его матерью он вдруг сказал: "Я боюсь. Она убьет меня. Стулом". Дети говорят, что Нэлли Михайловна уже замахивалась стулом на учеников.

"Это произвол!"

Между тем директор 165-й школы Елена Ефанова считает, что дети просто-напросто решили избавиться от строгой и требовательной учительницы, спровоцировав конфликт.

"Все обвинения - произвол! - утверждает она. - Но жизнь все расставит на свои места. У нас в школе прекрасный микроклимат, и все осуждают этих детей..." Кстати, кое-какие замечания комиссии, которая сегодня работает в школе (разрушая тем самым микроклимат), уже очень расстроили директора: "Нам сказали, что мы не имеем права даже дотрагиваться до детей!"

Пока неизвестно, к какому выводу придут сотрудники прокуратуры и гороно, которые проводят проверку в школе. Возможны два варианта: либо против Макаровой заводится уголовное дело по статье 156 - "ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних", и "строгого" педагога отстраняют от работы. Либо заявления родителей передают в суд и уже там в частном порядке разбираются, были причинены детям побои или нет.

Начальник управления образования администрации Новосибирской области Владимир Иванов сообщил нам, что за последние 15 лет это первый случай в области, когда родители учеников обращаются за помощью в милицию. Однако случаев некорректного поведения учителей - множество. "Конфликты между школьниками и педагогами должны разрешаться на уровне директора или завуча. Но это не всегда получается - несколько месяцев назад родители учеников сельской школы в Доволенском районе устроили сидячую забастовку в классе. Требовали отстранить директора, который грубо обращался с детьми, от работы. Тогда администрация, не теряя времени, предложила директору уволиться. Однако затем прокуратура прислала нам представление о том, что мы незаконно уволили эту женщину, и она восстановилась в прежней должности".

комментарий

Марина Мордовцева, психотерапевт:

- Почему учитель часто ведет себя агрессивно по отношению к ученикам? В основном мы сталкиваемся с проблемой низкооплачиваемого труда, который формирует личностные особенности педагогов. Как бы мы ни говорили, что учитель - это источник знаний, но есть факт: учитель - это человек, не устроенный в жизни, обиженный, с низкой самооценкой, плохо одетый, плохо питающийся, человек, который не может ничего дать своему ребенку. И поэтому его личностные комплексы усиливаются. Кроме того, наши учителя не умеют трудиться ради собственной личности, часто их "я" концентрируется в роли учителя. Когда человек вкладывает в эту роль всего себя, а отдачи нет, то самооценка падает, возникает ощущение собственной никчемности. Учитель становится обиженным, завистливым и совершенно подсознательно начинает выполнять роль мстителя. И мстить он начинает детям. Таким образом он борется за свое "я", за свое место в жизни, пытаясь унизить детей, дискредитировать их ценности, их родителей. Учитель превращается в одну большую рану, его задевает все.

Родителям нужно помогать ребенку, который никуда не может деться от агрессивного педагога и вынужден выживать. Каждый родитель должен принимать решение, где и у кого будет учиться его ребенок. Какие бы ни были финансовые возможности, надо выбирать оптимальный вариант.

Суд Преступления Новосибирск Сибирь