Как сообщил "Российской бизнес-газете" председатель Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, законопроект направлен на восстановление функций БТИ в старой форме. Делается это для того, чтобы потом вывести их на рынок и сократить число чиновников. Сегодня такой вид деятельности, как обмер помещений, должен стать конкурентоспособным, отметил он.
В настоящее время сделать это не представляется возможным, так как функции государственного технического учета и технической инвентаризации выполняет федеральное государственное предприятие "Ростехинвентаризация". В результате чего, по мнению разработчиков закона, фактически осуществляется неоправданно жесткая увязка государственного технического учета как неотъемлемой функции государственных органов и инвентаризации, являющейся по сути коммерческой функцией. Такая ситуация затрудняет развитие конкуренции на рынке услуг инвентаризации недвижимости и приводит к значительному и необоснованному росту цен на соответствующие услуги.
До 2000 года техническая инвентаризация, технический учет жилищного фонда осуществлялись специализированными государственными и муниципальными организациями БТИ, создаваемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации".
В декабре 2000 года постановлением Правительства Российской Федерации N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" полномочия по назначению организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию и технический учет объектов недвижимости, в том числе жилищного фонда, были закреплены за Госстроем России. В развитие данного постановления вышло несколько приказов Госстроя России о назначении ФГУП "Ростехинвентаризация" уполномоченным на проведение технического учета и технической инвентаризации.
В 2003 году были внесены поправки в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в результате чего функции государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества стали осуществлять исключительно государственные органы (организации).
Одновременно в Градостроительном кодексе Российской Федерации установлено, что проведение инвентаризации объектов недвижимости относится к компетенции муниципальных образований. Таким образом, сложилась ситуация правовой коллизии в связи с противоречием норм федеральных законов. Деятельность БТИ была парализована, так как не был уточнен их статус. Данные поправки призваны устранить данную коллизию.