Коллекционирование кукол - удовольствие изысканное, дорогое, требующее специальных знаний. В Россию эта "болезнь" занесена совсем недавно, но мы-то знаем размах нашей русской души, так что ничего удивительного нет в том, что самая крупная на сегодняшний день в Европе кукольная галерея находится в Москве. И если класс состоятельных людей появился в нашей стране не так уж давно, то отсутствием талантов мы никогда не страдали. Так что и "новые русские" коллекционеры, и российские художники-кукольники буквально ворвались на мировой рынок.
Более чем в миллион долларов оценивается коллекция кукол американской актрисы Деми Мур. За один из экспонатов для этой коллекции Брюс Уиллис выложил ни много ни мало 55000 долларов, сделав супруге "скромный" подарок. Прославленная Матиссом, Майолем и Боннаром модель Дина Верни на аукционе "Сотби" в феврале 1989 года заплатила за фарфоровую куклу 90200 фунтов стерлингов, а впоследствии пустила с молотка на том же аукционе всю свою коллекцию за 4,7 миллиона долларов.
Известна история, когда одна из первых русских коллекционерок на американской выставке кукол буквально "увела" из-под носа у Майкла Джексона приглянувшуюся тому работу американской художницы Джо-Эллен Триллинг "Деликатес". Сумма этой сделки не называется, но, по словам новой счастливой обладательницы "Деликатеса", решающим фактором стала вовсе не денежная сторона вопроса, а открытие перспективного рынка для заокеанских галеристов.
История художественной куклы (не путать с куклой-игрушкой) берет начало в глубокой древности. Огромная коллекция таких кукол, например, была чем-то вроде модного журнала для своей хозяйки царицы Клеопатры, которая заказывала наряды для особых случаев, используя фасоны кукольных облачений. А во Франции в XVII веке куклы служили посланниками моды. Как могли парижские модницы поделиться последними достижениями в этой области с далекими от столицы провинциалками? Конечно, прислав в подарок разодетых по последнему писку моды кукол.
Сегодня вокруг авторских художественных коллекционных кукол выросла целая индустрия: открываются музеи и галереи, проводятся конференции и семинары, возникают новые имена, новые материалы, общества и просто любительские клубы.
В кукольном бизнесе существует множество факторов, определяющих ценность того или иного произведения на рынке. Самыми дорогими считаются так называемые уникальные куклы (one-of-a-kind), создающиеся мастерами высочайшего класса в единственном экземпляре. Художники этого уровня чаще всего используют в работе специальные современные "кукольные" пластики и лишь иногда фарфор. Дело в том, что пластик позволяет вылепливать тончайшие детали лица, что практически невозможно при работе с фарфором. Такие куклы неповторимы, даже копии, выполненные самим автором, отличаются одна от другой. Уровень цен на one-of-a-kind колеблется от 2000 до 20000 долларов (в редких случаях цены на отдельные экземпляры поднимались и до 50000 долларов).
Другая часть художников, и таких большинство, выпускает своих кукол ограниченными тиражами (limited edition). Автор сам принимает решение о количестве кукол в партии и указывает эту информацию в ежегодном каталоге (как правило, это от 3 до 20 штук). А после отливки заявленного количества экземпляров, форма, в которой отливались куклы, в присутствии свидетелей торжественно разбивается. Это означает, что таких кукол никогда не будет больше 20, например. Излюбленный материал художников, работающих в этом секторе - фарфор. Цены в этой категории начинаются с 1000 долларов и доходят до 15000, а 90 процентов коллекционеров собирают именно limited edition, оценив по достоинству художественные качества и относительную доступность цен.
Кроме того, коллекционные куклы производятся серийно крупными фирмами-производителями, которые, как правило, покупают дизайны у талантливых авторов и тиражируют их из фарфора, винила и биггидура - прочнейшего пластика, внешне совершенно неотличимого от фарфора, изобретенного в Германии. Таких кукол отличают большие тиражи (от 500 до 5000 экземпляров) и скромные цены (от 100 до 1500 долларов; в редчайших случаях до 2500 долларов). Они, несмотря на серийное производство, все же остаются предметом коллекционирования, правда, для более демократичной публики.
Многие художники принимают заказы на изготовление портретных кукол. Такая кукла может стать прекрасным подарком, но большой ценности для коллекционеров почти не представляет, поэтому она обойдется вам несмотря на уникальность всего в каких-то 1500 - 8000 долларов.
Каждая коллекционная кукла имеет маркировку с указанием имени автора или названия фирмы-производителя, лимитации (общего тиража) и порядкового номера экземпляра. Фирмы-производители обычно делают отпечатки маркировок, а авторы, работающие вручную, просто наносят необходимую информацию на сырой фарфор или пластик в процессе создания куклы. Такая "печать" ставится, как правило, на спину или затылочную часть головы куклы. Надо сказать, что каждая "уважающая себя" коллекционная кукла имеет еще и сертификат с примерно той же информацией, что и на маркировке: автор, лимитация, номер экземпляра, материалы, из которых сделана кукла, и личная подпись мастера.
Особое место в кукольном бизнесе занимают коллекционные авторские медведи, известные во всем мире как Teddy Bear. Чем старше становились первые медведи Тедди, тем больший интерес к ним возникал у коллекционеров. А предприимчивые производители стали ориентировать часть своей продукции именно на них. В 1980 году была выпущена первая ограниченная партия коллекционных мишек. А в 1984 году в Англии открывается первый музей, полностью посвященный медведям. В Америке, а затем и в Европе стали появляться художники-теддисты - авторы, творящие уникальных плюшевых мишек вручную. В 1994 году на аукционе "Кристи" в Лондоне "Девочка-Тедди" была продана за неслыханную сумму 165000 долларов! А редкий черный медвежонок "ушел" за 33000 долларов.