Медведков выглядел усталым, но выражался образно. На вопрос, когда все-таки завершатся переговоры, он ответил так: "Консервативный прогноз - до моей пенсии, а об оптимистических прогнозах говорить тяжело, так как в 2003 году мы верили, что в 2004 году завершим процесс переговоров, а в 1996 году думали, что завершим в 1997-м - этого не произошло". Это соответствует тем настроениям, которые ваш корреспондент почерпнул от аккредитованных при ВТО иностранных экспертов. В беседах они высказывали жестокое сомнение в том, что Россия до конца года успеет подписать протоколы о прекращении переговоров с 32 странами, причем с каждой - два протокола (о товарах и услугах), всего, стало быть, 64. Это тем более невероятно, говорили эксперты, что пока Россия завершила беседы только с Новой Зеландией, Кыргызстаном и Израилем. Самое сложное - США и ЕС - впереди. По оценке Медведкова, "по ряду вопросов мы по-прежнему стоим на месте", правда, "по другим намечается существенное продвижение".
На очередном раунде переговоров Россия согласовала 10 пунктов доклада Рабочей группы.
Несмотря на жесткую позицию ЕС, которая увязывает требования своего энергетического ультиматума с гарантиями газового снабжения Европы и доказывает, что ультиматум только пойдет на благо газовой отрасли России, несмотря даже на то, что на вчерашних переговорах представителей "Газпрома" и Европейской энергетической комиссии проскальзывали примирительные нотки, Медведков по-прежнему полагает, что требования по энергопакету "в значительной степени выходят за системные рамки ВТО". Впрочем, и в его словах можно усмотреть "попятный" - замминистра полагает, что Россия и ЕС "друг без друга жить не могут", просто ЕС выбрал для решения газовых вопросов "неподходящую площадку", то есть ВТО. Медведков верит, что вопрос будет решен на "правильной площадке" в конце мая, то есть на переговорах в Брюсселе. Правда, руководитель делегации не исключает, что в июле, когда в Женеве будут обсуждаться вопросы формирования цен, в том числе на энергоресурсы, "придется попотеть, чтобы доказать, что Россия имеет право поддержки отдельных предприятий и отраслей".
Что касается текучки, замминистра заявил, что на минувшем раунде переговоров Россия согласовала десять пунктов доклада Рабочей группы, в которых затронуты проблемы таможенного и технического регулирования. Таможенные страдания практически позади, но Медведков не пояснил, какие обязательства взяла на себя Россия. В деле технического регулирования открытым остается вопрос фитосанитарного контроля за проникновением в Россию импортных продуктов.
Единственный позитив, и тот подмоченный - в ближайшее время Россия завершит переговоры с неназванными пока четырьмя странами Восточной Европы. Подмоченность заключается в том, что, если эти страны 1 мая становятся членами ЕС, завершение переговоров с ним ничего не даст, все равно нам с ЕС протокол подписывать. Тем не менее сам Медведков считает, что "эти страны небольшие, но для нас достаточно важные".