06.04.2004 02:30
Экономика

Частный ЖЭК изменил отношение жителей к своим работникам

Частный ЖЭК изменил отношение жителей к работникам коммунальных служб. На это потребовалось целых шесть лет
Текст:  Светлана Биткина (Владимир)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3447)
Читать на сайте RG.RU

- Ну где я его возьму, если он работает на другом объекте? - сетует начальник слесарного участка Виктор Владимирович Алексеев. - Человек только приступил к работе, вник в дело. Пока другой разберется, время уходит...

Но сам тем временем подыскивает замену. Что поделать, желание клиента - закон.

- Может действительно, Цветков лучший? - пытаюсь вызвать на откровенность Алексеева.

- Да у нас все специалисты хорошие. Тут дело в симпатии. Нравится он людям, - объясняет такие "странности" начальник.

Что-то не припомню, чтобы у наших людей к сантехникам была симпатия. Скорее наоборот. Хотя иногда и встречаются редкие исключения. Еще до перестройки появился в моей квартире молодой стеснительный паренек. Денег за работу не брал, спиртным от него не пахло. Рассказывали, что поступил на заочное отделение Института коммунального хозяйства. Но, видно, не суждено ему было стать белой вороной. Очень скоро "корпоративные" пристрастия причесали под общую гребенку.

Ремонт сантехники должен быть бесплатным, так как входит в тариф на техническое обслуживание дома.

Конечно симпатия - чувство небеспричинное. И чтобы у жителей нескольких владимирских улиц появились свои любимые "домашние" сантехники, потребовалось шесть лет усилий.

Фирма Артура Ивановича Закаряна занималась капитальным ремонтом кровли жилья в заводском микрорайоне. А когда он стал муниципальным и администрация города объявила конкурс на право технического обслуживания, подал заявку. Из пяти претендентов комиссия выбрала ООО "Жилремстрой" Закаряна. Решающую роль сыграл бизнес-план, считает директор.

Но мероприятия, которые Артур Иванович предлагал, сам будучи потребителем плохих услуг ЖЭУ этого микрорайона, могли бы остаться на бумаге.

- Поначалу приходилось собирать пьяных слесарей по участку и буквально складывать в машину штабелями. А сегодня жильцы удивляются: "Они что у вас, зомбированные? Даешь на бутылку, и не берут", - смеется Закарян.

А тогда было не до смеха. Фирма приступила к работе осенью, когда в домах запускалось отопление. Вода хлестала не только из подвалов, но и с чердаков. И на ликвидацию аварий в первый месяц с утра до вечера ездили директор, его заместитель и главбух.

Лишних слесарей-сантехников в городе не было. Только "штрафники", которые годами ходили по кругу из одного ЖЭУ в другое. Принимали их и первым делом отправляли на кодирование.

Заявок от жителей поступало немного, да и те аварийные. Зачем идти в контору, если можно договориться без посредников? Неисправные вентили, смесители, текущие сливные бачки и краны были источником левого заработка.

Ввели новую систему контроля - наряд-задание. С ним идешь на выполнение заявки, а по возвращении должен принести документ с подписью жильца. Если закончил работу в 11 часов, а пришел в контору в 12, значит где-то калымил. Это строго карается.

Ремонт сантехники не только в местах общего пользования, но и в квартирах должен быть бесплатным, так как входит в тариф на техническое обслуживание жилья. Деньги берутся только за установку нового. Оформляй заявку, плати в кассу, и в назначенный час из ЖЭУ придет специалист и все сделает.

- Неужели никто не берет? - высказываю директору свое сомнение.

- А какой резон? Каждый понимает, что получит с вас 100 рублей, а потеряет 4 тысячи. Начальник участка каждую неделю выборочно проверяет 10 выполненных заявок. Если вместо отремонтированного вентиля стоит новый, левый заработок на лицо. С такими людьми расстаемся без сожаления, - говорит он с убежденностью.

Конечно Закарян, как экономист по образованию, понимает, что с безответственностью и разгильдяйством нельзя бороться только с помощью кнута, и ищет стимулы.

А они простые: хотите больше получать, надо больше работать. Сегодня 100 домов обслуживают всего 6 слесарей. Это в два раза меньше, чем положено по норме. Выполняют от 30 до 40 заявок в день, причем на обычные приходят в течение трех часов с момента подачи, на аварийные - через 10 минут. Зато и зарплата здесь такая, что устроиться на работу желающих хоть отбавляй.

- Все привыкли к тому, что работник ЖЭУ грязный, помятый и небритый. Мы стараемся развеять этот стереотип. Одели всех в фирменную спецодежду с символикой нашего предприятия, обеспечили инструментом, рацией. На днях закупили специальные тапочки для работы в квартирах. Такие обычно надевают на обувь посетители музеев. Работа у наших людей ненормированная, поэтому организовали для них бесплатные обеды в соседнем кафе. Недавно купили новую аварийную машину и трактор, - рассказывает директор.

В подведомственном ему микрорайоне нет ни одного дома, которому не требовался бы капитальный ремонт. Некоторые ждут его с шестидесятых годов прошлого века! Словом, состояние жилого фонда таково, что закрыть все образовавшиеся бреши, не говоря уж о таких сверхтарифных расходах, с помощью одной квартплаты невозможно. Зарабатывают на платных услугах, например на установке счетчиков тепла и воды и электроэнергии.

Вообще, кроме бесплатного ремонта кранов и смесителей, выполнения заявки в день ее подачи, среднестатистического горожанина ждут в этом ЖЭУ и другие открытия. Валентина Михайловна Евстифеева с улицы Лермонтова рассказала, что регулярно расписывается в ведомостях у сантехников и электриков, которые приходят к ней с проверками. Что-то не припомню, чтобы они когда-нибудь появлялись у меня добровольно, без вызова.

За шесть лет частники доказали не только свою жизнеспособность, но и преимущество перед муниципалами. Но почему частное ЖЭУ по-прежнему остается единственным? Почему во Владимире так и не возникло конкуренции в сфере жилищных услуг?

Нет желающих взять на себя такую тяжелую ношу? В МУП "Жилищник", с которым у фирмы заключен договор подряда на техническое обслуживание и технический ремонт жилого фонда, утверждают, что есть. Уже 20 фирм занимаются в городе ремонтом крыш.

Может, нет для них "фронта работ"? А бесчисленные жалобы? Ну чем не повод выставить на "торги" наиболее одиозные жилконторы? Чиновники не торопятся. А объективных препятствий к тому, чтобы сантехник стал наконец одним из самых уважаемых членов нашего общества, нет.

ЖКХ Владимир Центральная Россия