Необходимо отметить, что мартовский показатель прироста цен мог быть и меньше, поскольку в первой половине месяца цены практически не росли. Однако затем взыграли инфляционные ожидания, которые заметно ухудшили краткосрочный прогноз на апрель-июнь. В целом же мартовская инфляция остается в русле тенденции постепенного отставания от прошлогодней, что позволяет Правительству пока не особенно беспокоиться о годовых перспективах.
Динамика общехозяйственной конъюнктуры в начале апреля остается стабильной. Никаких значимых подвижек на валютном и финансовом рынках не зафиксировано, кроме эйфории рынка акций. Укрепление рубля продолжает сдерживаться объективными тенденциями спроса и предложения основных мировых валют на внешних рынках. Доллар и евро играют в своеобразные поддавки. Примерно так же можно охарактеризовать и ситуацию с энергоносителями, где в серьезном снижении цен на нефть никто не заинтересован.
На внутреннем рынке к этому добавляются регулирование денежного предложения и валютные интервенции Банка России. Последнему удалось добиться состояния относительного равновесия на большинстве сегментов рынка, сдерживая избыток ликвидности и, соответственно, интерес к массированным спекуляциям. В результате процентные ставки чуть подросли и Центробанк получил на обозримый период довольно обширное окно возможностей поддержания оптимальных параметров роста денежной массы без риска роста инфляции или чрезмерных колебаний конъюнктуры валютного рынка.
Таким образом были созданы чрезвычайно благоприятные условия для кредитования реального сектора экономики, а также ранее немыслимый для России потенциал кредитования населения.
Развитие этого рынка пока идет интенсивно, но вполне линейно: население скептически относится к перспективам роста доходов и в чем-то даже сопротивляется кредитной экспансии банков. В свою очередь банки также придерживаются в целом консервативного риск-менеджмента несмотря на обильные внешние заимствования. Действительно серьезные кредиты массовому заемщику пока недоступны.
Между тем реальный сектор пока опровергает предсказания о скорых трудностях сбыта и ухудшении финансового положения. По данным регулярного конъюнктурного опроса Института экономики переходного периода (ИЭПП), в марте наращивание темпов продаж и выпуска промышленной продукции продолжилось. Это положительно сказалось на оценках объемов спроса и позволило довести долю реализации за деньги до 87 процентов. Более высокие темпы роста выпуска способствовали пополнению запасов готовой продукции и пересмотру их оценок. Прогнозы спроса и выпуска с начала года не утрачивают оптимизма.
Даже в трудное начало года предприятия не допустили падения прибыли. Федеральная служба государственной статистики сообщила, что в январе 2004 года, по оперативным данным, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без организаций сельского хозяйства, субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах составил 156,7 миллиарда рублей. В январе 2003 года сальдированный финансовый результат составил по сопоставимому кругу организаций 114,7 миллиарда рублей, то есть темп прироста составил 36,7 процента. При этом 45,4 тысячи организаций получили прибыль в размере 192,6 миллиарда рублей, а 28,6 тысячи организаций имели убыток на сумму 35,9 миллиарда рублей.
В оценке текущей ситуации оптимизм опроса ИЭПП подтверждается данными госстатистики за февраль, которые свидетельствуют о продолжении подъема в промышленности. Помимо этого исследователи указывают, что среднесуточный выпуск продукции, по оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), увеличился в феврале по сравнению с январем на 0,6 процента с устраненной сезонностью. В среднем за первые два месяца текущего года прирост объемов производства составил 0,6 процента в месяц против 0,5 процента в четвертом квартале 2003 года. При сохранении сложившейся тенденции индекс промышленного производства в 2004 году оценивается в 105,5-106,5 процента.
Однако такой прогноз предполагает все же некоторое снижение темпов роста в последующие месяцы года. Но эта тенденция пока не дает о себе знать. В марте, говорится в докладе ИЭПП, темпы роста продаж промышленной продукции (после устранения сезонного фактора) возросли еще на несколько пунктов и достигли в итоге лучших значений с октября 2000 года. Таким образом, после сезонного спада в январе баланс (темп) изменения этого показателя увеличился на 16 пунктов, что очень точно воспроизводит картину первых месяцев прошлого года. Единственное отличие состоит в том, говорит "Российской бизнес-газете" руководитель опроса Сергей Цухло, что сейчас абсолютное снижение продаж зарегистрировано только в январе, тогда как год назад снижение (отрицательные балансы) имело место с октября 2002 по январь 2003 года.
Восстановление темпов роста продаж, продолжает он, положительно сказалось на оценках их объемов. В марте баланс оценок (выше-ниже нормы) увеличился на 10 пунктов и почти достиг лучших значений, регистрировавшихся во II полугодии 2003 года. Улучшение балансов и рост доли нормальных оценок произошло во всех отраслях, кроме электроэнергетики и металлургии.
Но есть и тревожные симптомы. Темпы роста выпуска (по балансу ответов) после исключения сезонного фактора достигли в марте +25 процентов, что является не только лучшим значением 2004 года, но и последних 48 месяцев. Однако такое наращивание выпуска, предупреждает С. Цухло, начинает опережать рост продаж. В марте доля предприятий, сообщивших о более быстром (по сравнению со спросом) росте производства, увеличилась до 28 процентов, тогда как в феврале их было 22 процента, а доля предприятий, точно следовавших за спросом, снизилась с 67 до 64 процентов.
Однако настоящую сенсацию в деловой прессе вызвали данные опроса С. Цухло в области конкуренции и помех инвестициям. Основные индикаторы конкуренции, отслеживаемые ИЭПП, дают основания для вывода о том, что 2003 год стал очередным годом поступательного развития российской промышленности в условиях обострения конкурентной борьбы. Намного увеличилась доля конкурентных рынков. По оценкам предприятий, внутрироссийская конкуренция определенно ощущалась в 2003 году уже на 91 проценте рынков. Это максимум всего периода мониторинга, начатого в 1995 году. Больше всего выросла в 2003 году доля рынков с конкуренцией с товарами из дальнего зарубежья. В конце истекшего года этот вид конкуренции ощущался российскими производителями уже на 62 процентах рынков. Преддефолтный максимум (июль 1998 года) составлял 60 процентов. Таким образом, присутствие импорта в 2003 году уже превысило уровень 1998 года.
Однако ни к каким катастрофическим последствиям для отечественной промышленности это обстоятельство не привело, считают экономисты. Дело в том, что самую существенную конкуренцию российские предприятия в целом испытывают со стороны других российских предприятий. Все также уступает внутрироссийской конкуренции конкуренция с производителями из стран дальнего зарубежья.
Прогнозы изменения спроса среди 820 предприятий выборки ИЭПП сохраняют последние три месяца очень высокий оптимизм. В марте поставлен очередной рекорд: доля сообщений об ожидаемом увеличении продаж достигла 40 процентов. Ранее этот показатель поднимался только до 37 процентов. Сейчас больше всего надежд на рост спроса зарегистрировано в химии, нефтехимии и стройиндустрии. Баланс прогнозов после сезонной очистки оказался самым оптимистичным с октября 2000 года.
На динамике перспектив спроса строится и громадье производственных программ. Доля сообщений о намерении увеличить выпуск впервые за всю историю опросов ИЭПП три месяца подряд превышает 50 процентов. Осталось только дождаться их реализации.
Однако сомнения в столь светлых перспективах все же остаются. Согласно опросу Ассоциации российских менеджеров (АМР) и газеты "Коммерсант", потребительский индекс в марте замедлил рост в два раза по сравнению с февралем: в текущем месяце он вырос всего на 0,7 процента. Ситуация в сфере потребления ухудшилась в связи с тем, что излишки финансовых ресурсов, образовавшиеся в конце прошлого года у потребителей, были растрачены за периоды праздников. Вместе с тем спрос на импортные товары поддерживается за счет постоянного укрепления рубля к доллару.
Помимо этого, торговый индекс в марте оказался в числе отстающих - он вырос всего на 0,3 процента до 157,4 пункта. Небольшой рост этого индекса, так же как и потребительского, связан с тем, что потребители взяли передышку после чрезмерной активности в предпраздничный период. Тем не менее аналитики АМР надеются на продолжающийся рост благосостояния населения и снижение инфляции, которые, по их мнению, окажут позитивное влияние на динамику потребления.
Иллюстрации: