07.04.2004 06:10
Экономика

Кредиты МВФ для России

которые, возможно, захочет получить Россия
Текст:  Татьяна Конищева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3448)
Читать на сайте RG.RU

После того как Россия сумела сама оправиться от финансового кризиса 1998 года, советы МВФ потеряли былую актуальность. Последние два-три года визиты миссии фонда стали носить технический характер.

И хотя российские чиновники по-прежнему внимательно выслушивают советы главного мирового кредитора, однако выполнять их не спешат. Причин тому несколько.

Рост экономики, который наблюдается уже не первый год и которого - самое главное - удалось добиться без помощи валютного фонда. Выход из глубокого финансового кризиса опять-таки при отказе МВФ в предоставлении кредитов на тот момент. Да и сама финансовая политика фонда, осуществляемая в ряде стран, себя дискредитировала.

Нынешний визит миссии МВФ затронет все вопросы, связанные с деятельностью российских кредитных организаций. Поскольку с этого года российские банки перешли на международные стандарты финансовой отчетности, миссия должна будет определить, как эти стандарты работают в российских условиях. Напомним, что с 1 апреля вступила в силу новая инструкция ЦБ РФ "Об обязательных нормативах банков", которая отменит 8 из 18 ныне действующих нормативов, оставшиеся будут снижены, но при этом банкам придется отчитываться по этим нормативам ежедневно, как того требуют международные стандарты. Эти нововведения, а также появление системы страхования вкладов, считают эксперты ЦБ РФ и МВФ, позволят повысить надежность российских банков.

Как бы то ни было, но для российской стороны нынешний визит миссии фонда немаловажен. Представители МВФ заинтересованы в развитии сотрудничества с Россией. В Мировом банке корреспонденту "РГ" дали понять, что, вполне вероятно, российские власти после длительной паузы могут все-таки прибегнуть к финансовой помощи МВФ. Тем более что сегодня кредиты сравнительно дешевы.

Понятно, что нынешняя вполне благоприятная для России конъюнктура, сложившаяся на мировых рынках энергоресурсов, прежде всего нефтяном, делает наш бюджет профицитным уже который год подряд. Однако, по прогнозам западных экспертов, после президентских выборов в США ситуация может измениться. Вероятен сценарий, при котором резко упадут цены на нефть.

Правда, большинство российских чиновников придерживаются иной точки зрения, считая, что необходимо расплатиться по долгам с фондом досрочно, пока есть такая возможность. На начало 2003 года российский долг перед фондом оценивался в 6,5 миллиарда долларов. Планировалось, что треть этой суммы будет выплачена к 1 января текущего года, что, к слову, и произошло. Окончательно же выплатить весь долг можно будет уже к 2008 году и после этого не прибегать к кредитам МВФ, ограничившись лишь помощью Всемирного банка.

Естественно, что все эти проблемы будут решаться не в ходе нынешнего визита. Дело еще и в том, что на сегодняшний день наиболее актуальным вопросом в самом фонде остается проблема, кто займет кресло директора-распорядителя, так как его нынешний глава баллотируется на пост президента Германии. Париж и Берлин договорились поддержать кандидатуру нынешнего президента Европейского банка реконструкции и развитии француза Жана Лемьера. Одновременно появились и инициативы по поддержке альтернативных кандидатов. В частности, в списке значатся такие кандидаты, как глава базельского банка международных расчетов Эндрю Крокетт, Стэнли Фишер, который в 2001 году ушел в руководство Citibank с поста первого заместителя директора-распорядителя МВФ, а также министра экономики Испании Родриго Рато.

Факт остается фактом: в МВФ разрабатывают новые принципы, которыми следует руководствоваться при замещении поста директора - распорядителя фонда. А именно - назначать на этот пост необходимо наиболее компетентного специалиста вне зависимости от его национальности. Для этого необходимо применять принцип открытости при выдвижении кандидатур, проведение консультаций со всеми членами директоров фонда. Что же касается всех остальных вопросов, будь то мониторинг стран-должников или продвижение каких-либо реформ, то детальная работа над ними продолжится лишь после того, как новый директор-распорядитель займет свое кресло. К тому времени, надо полагать, и финансовые руководители страны сформируют свои предложения к МВФ.

Досье "РГ"

Первый этап (1988 - 1991 годы)

"Большая семерка" в разгар советской перестройки и демонтажа социалистической системы приняла такое решение: Европейский союз координирует помощь Восточной Европе, а Международный валютный фонд - СССР (затем - России и странам СНГ). Так МВФ стал главной организацией, через которую проходила помощь Запада на проведение реформ. В 1988 году руководство СССР даже намеревалось вступить в МВФ. Но только в октябре 1991 года суверенная Россия получила статус ассоциированного члена, а в июне 1992 года стала и полноправным членом МВФ. На этом этапе помощь СССР-России выражалась в "техническом содействии" и не предполагала передачу денег.

Второй этап (август 1991-го - сентябрь 1993 г.)

В январе 1992 года Правительство России официально обратилось в МВФ за помощью в 6 миллиардов долларов для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992-го, когда в России уже буйствовала инфляция (после нескольких попыток ее сдержать в феврале-марте). Однако деньги МВФ в размере 1 миллиарда долларов не использовались до конца 1992 года, поскольку их нельзя было привлекать для платежей по бюджету, а значит, использовать для сдерживания инфляции и стабилизации.

В июне 1993 года МВФ предложил второй кредит - 3 миллиарда долларов в рамках только что созданного направления - "Помощи системным преобразованиям" (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF не сопровождался традиционно жесткими условиями, был направлен на помощь странам, "переходящим от системы торговли, регулируемой государством, к рынку", и лишь требовал, чтобы получатели денег МВФ не вводили ограничений торговли. Однако 19 сентября 1993 года МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство России не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат.

Третий этап (1994 - 1995 годы)

В 1994 году переговоры с МВФ были заморожены. А в апреле 1995 года кредит для финансирования бюджета на новых условиях в рамках "Помощи системным преобразованиям" (STF). Условия действительно были более легкими и, как подчеркнули западные специалисты, даже "парадоксальными", поскольку страна фактически вернулась к инфляционной политике.

Четвертый этап (март 1995-го - октябрь 1997 г.)

Резервный стабилизационный кредит в 6,8 миллиарда долларов стал в апреле 1995 года первым проявлением новых связей с МВФ. Это было самое большое заимствование у МВФ после кредита Мексике. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2 процентов в месяц, а дефицит государственного бюджета до 8 процентов от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого - ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.

Пятый этап (ноябрь 1997-го - сентябрь 1998 г.)

С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 год был самым удачным. Однако отношения между МВФ и Правительством России становятся все более напряженными. Одной из причин этого наблюдатели назвали требование МВФ собирать налоги в полном объеме. Тем не менее МВФ предоставил новый пакет кредитов для стабилизации рубля в 11,2 миллиарда долларов.

После дефолта Россия не получила в МВФ ни цента и только выплачивает прежние долги.

Источник: Минфин

Инвестиции МВФ