07.04.2004 06:00
Экономика

Табачные дыры в бюджете

Текст:  Василий Петухов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3448)
Читать на сайте RG.RU

На фоне поступлений от нефтяной или газовой отрасли доходы государства от табачных акцизов выглядят весьма скромно: табачники формируют менее 1 процента бюджета. Тем не менее этот вопрос весьма важен с политической точки зрения. Табачная промышленность - один из лидеров по инвестициям среди отраслей, выпускающих товары народного потребления. За последние семь лет российские и иностранные компании вложили в строительство новых и расширение уже существующих мощностей в общей сложности более 2 миллиардов долларов. Высокая привлекательность в глазах инвесторов российской табачной индустрии объясняется не только чисто рыночными аспектами, но и абсолютной прозрачностью отрасли, которая еще два года назад ставилась в пример производителями другого подакцизного товара - водки.

Сейчас же все усилия по нормализации табачного рынка, предпринятые Правительством в середине "диких" 90-х годов, постепенно сводятся на нет.

Как уже писала "РГ", в отчет Счетной палаты по результатам проверки уплаты налогов в бюджет семью крупнейшими табачными фабриками может шокировать даже непрофессионала. Судите сами.

Как выяснили аудиторы, бюджетное задание по табачным акцизам (20 миллиардов рублей за 2003 год) провалено. Не спасла даже его корректировка. По итогам первых шести месяцев прошлого года Правительство опустило планку сборов до 18 миллиардов, однако в результате отрасль с трудом осилила 16.

Как следует из отчета, табачники "экономили" на уплате акциза, занижая отпускные цены на свою продукцию. Так, прогнозируемая отпускная цена 1000 сигарет с фильтром по России должна была в 2003 году составить 312,5 рубля за 1000 штук. В действительности этот показатель был куда скромнее - 241,7 рубля. Абсолютный нонсенс для производителей сигарет!

Так что же случилось? В России резко снизилось потребление сигарет? Нет, рынок, насыщенный дешевыми сигаретами, вырос с 250 миллиардов в 1990 году до более 300 миллиардов сигарет в год. И здесь сработал принцип "лучшее - враг хорошего". Как отметил экс-глава Комиссии по налоговой политике Совета Федерации, а ныне и. о. губернатора Пермской области Олег Чиркунов, "была создана система, при которой табачным компаниям было позволено минимизировать акцизы".

С этим трудно не согласиться. До 2003 года в России действовала так называемая специфическая ставка на табачные изделия. Для примера, в 2002 году за каждую выпущенную тысячу штук сигарет с фильтром производитель должен был заплатить 39,2 рубля, а для сигарет без фильтра - 11,2. "Поиграть" с уплатой акциза в этой ситуации табачникам было просто невозможно: контроль за объемами производства со стороны налоговых органов, как говорили в советские времена, "железный". Чтобы понять, сколько при специфической системе должна заплатить та или иная фабрика налоговому органу, достаточно было поделить количество сигарет, выпущенных ею за отчетный период, на тысячу и умножить на ставку акциза.

Но простоту и удобство этой системы не оценили: с 1 января 2003 года по инициативе Минфина была введена так называемая смешанная ставка акциза. Помимо специфической составляющей (то есть рублевой ставки за тысячу штук - для прошлого года это 50 рублей для сигарет с фильтром и 19 для "бесфильтровки") был введен еще и адвалорный компонент - 5 процентов от отпускной цены.

Основным аргументом Минфина при введении этой системы стала поддержка умирающих мелких производителей, основу выпуска которых составляют дешевые сигареты - ведь за счет процентной составляющей платить им пришлось значительно меньше, чем крупным производителям. Однако некоторые производители нашли выход и из сложившейся ситуации. Как уже говорилось выше, на уплате специфического компонента не сэкономишь - сколько тысяч сигарет произвел, столько раз по пятьдесят рублей и заплати. Зато сколько возможностей дает адвалорная составляющая! Чтобы проиллюстрировать возможность минимизации уплаты акциза, приведем простой пример.

Допустим, у вас табачная фабрика, выпускающая сигареты с фильтром по 5 рублей за пачку, - именно за такую цену вы отгружаете свою продукцию оптовику. Однако вы можете создать собственную компанию (пусть она будет лишь на бумаге) и продать ей сигареты не по 5, а по 3 рубля. А уж она будет перепродавать оптовикам ваши сигареты по 5 рублей. Зачем вам такая "компания-прокладка"? Все очень просто - для того чтобы минимизировать налоги. Ведь 5 процентов от 5 рублей - это 25 копеек, а от 3 рублей - всего 15. На первый взгляд экономия небольшая, но с учетом объемов нашей табачной промышленности (сейчас в России выпускается чуть менее 400 миллиардов штук сигарет) бюджетные потери вполне очевидны.

Подобная игра с отпускными ценами (это называется трансфертным ценообразованием) - далеко не новость ни для Правительства в целом, ни для Минфина в частности. Именно поэтому на сегодняшний день все подакцизные товары, будь то нефть, водка, газ, ювелирные изделия и даже сигары или сигариллы, облагаются специфическими ставками. И только сигареты мы облагаем смешанной ставкой. Возникает вопрос - зачем?

Ответить на него крайне сложно. В своем заключении Счетная палата в качестве одного из возможных вариантов выхода из нынешней кризисной ситуации предложила вернуться к хорошо проверенному варианту специфических ставок, то есть уйти от "процентов от отпускной цены". Разумеется, о возврате к прежним размерам ставок не может быть и речи. Ставку акциза надо повышать и повышать серьезно - до 120 - 150 рублей за 1000 штук для сигарет с фильтром. В этом случае уже по итогам будущего года доходы бюджета возрастут на 30 - 40 процентов по сравнению с текущим, а сигареты в рознице подорожают не более чем на 10 - 15 процентов. Но нет - Минфин с упорством, достойным лучшего применения, настаивает на сохранении смешанной ставки.

Согласно проекту бюджета, предложенному на рассмотрение Правительства, Минфин хотел бы видеть в будущем году ставку акциза на уровне 70 рублей за 1000 штук и 5 процентов от отпускной цены. О причинах такой настойчивости остается только догадываться - в самом Минфине никаких объяснений по поводу табачных акцизов широкой общественности не дают. Постараемся понять позицию чиновников в здании на Ильинке, выслушав аргументы их сторонников. Те в качестве аргументации приводят три основных тезиса, согласно которым смешанная ставка акцизов на табак должна быть сохранена.

Первый тезис - смешанная ставка выгодна российским производителям сигарет и заставляет платить зарубежных производителей, продающих сигареты втридорога, значительно больше. Иными словами, смешанная ставка поддерживает отечественного производителя. Возможно, если бы на рынке существовало противостояние между импортерами и нашими фабриками, наполняемость бюджета можно было бы пожертвовать ради поддержки "наших". Но такого противостояния нет - все сигареты, которые продаются сейчас у нас в стране, произведены российскими фабриками. Как заметил депутат Госдумы Иван Саввиди, "сегодня говорить о том, что есть отечественные производители и не отечественные нельзя. В России все потребление - это внутреннее производство, и не важно под чьим флагом. Все фабрики реально осуществляют свою деятельность на территории РФ, и, естественно, платят эти же налоги у нас в России".

Интересно, что при этом Иван Игнатьевич сам же говорит о некой угрозе российским фабрикам со стороны "транснациональных компаний". Возможно в условиях перепроизводства, табачные компании, неспособные конкурировать, ищут для себя налоговых субсидий и пытаются дискриминировать конкурентов?

Второй тезис куда более сложен. Как говорят сторонники смешанной системы акцизного налогообложения, среди потребителей сигарет должно быть равноправие и социальная справедливость - богатый курильщик обязан платить больше налогов, чем бедный. Иными словами, в сигаретах стоимостью 5 рублей с пачки акцизов должно быть меньше, чем в сигаретах за 50 рублей. Подобное "равноправие" может обеспечить только смешанная ставка.

Этот тезис более чем спорный. Табачный акциз не может выступать в роли подоходного налога. Любой человек (вне зависимости, сколько он тратит на сигареты) налог со своего дохода уже уплатил. К примеру, на алкогольном рынке разница в ценах между самой дешевой и самой дорогой водкой может достигать 1000 процентов. Однако ставка акциза на алкоголь одинакова для всех, вне зависимости от того, что вы покупаете, - "Абсолют" или "Русскую".

Кроме того, сторонники "равноправия", видимо, забывают, что все табачные компании помимо акцизов платят еще и НДС. Именно НДС, который берется в процентах от стоимости продукции, и обеспечивает увеличение общего налогового бремени на дорогую продукцию. Например, для сигарет, пачка которых в рознице стоит 27 рублей, размер НДС с 1000 штук составляет 200 рублей. А для более дешевого курева (например, за 7 рублей) - всего 52.

Наконец, нельзя не сказать и еще об одном обстоятельстве: чем дешевле сигареты, тем доступнее они для подростков. Как считает Камардина Татьяна Владимировна, ведущий научный сотрудник Центра профилактической медицины, "...В настоящее время можно говорить о тотальной эпидемии курения среди подростков. И одна из причин такой эпидемии - доступность сигарет. По последним исследованиям Центра профилактической медицины, каждый третий подросток в нашей стране курит. Как свидетельствует опыт западных стран, в борьбе с подростковым курением практика повышения цен на сигареты оказывается более действенной, чем профилактические и образовательные меры. В Финляндии после подорожания сигарет количество несовершеннолетних курильщиков существенно снизилось".

В этой ситуации говорить о какой бы то ни было социальной справедливости (то есть, по сути, за счет налоговой политики, поощрять потребление табака) по меньшей мере странно.

Наконец, третий и последний тезис - смешанная система акцизного взимания на табачные изделия используется в странах Евросоюза, налоговое законодательство которого многие считают наиболее сбалансированным. Тут следует отметить, что в США или Японии, где с налоговым законодательством как минимум не хуже, чем в ЕС, ставки акциза на табак все-таки специфические. Кроме того, в Европе адвалорная составляющая берется не от отпускной цены фабрики, а от средней цены в рознице наиболее популярных на рынке сигарет.

Полное копирование этой системы в российских условиях сегодня невозможно - у нас порядка 420 тысяч розничных точек, а 20 процентов всех сигарет продаются с уличных рынков. Проконтролировать такое количество продавцов крайне сложно, обременительно для бюджета и чревато ростом коррупции.

В этой ситуации только специфическая система акцизов на табачные изделия позволяет обеспечить прозрачность и стопроцентную собираемость налога. И любые другие варианты можно расценивать противоречащие интересам российского бюджета и здоровья нации.

Налоги Минфин