- Пока Минюст не усмотрел каких-либо нарушений законодательства в факте публикации статьи под подписью Ходорковского, - заявил Юрий Калинин. - В объяснительной записке, которую Ходорковский написал на имя начальника администрации сизо, он утверждает, что никакой статьи не писал и ничего через адвокатов не передавал. Ходорковский отказывается от авторства, однако добавляет, что полностью согласен с тем, что в ней написано. По тем данным, которыми мы располагаем, никакой статьи Ходорковский на волю не передавал.
После этого сообщения акции "ЮКОСа" стали падать на бирже. Тем не менее вполне может быть, что статья Ходорковского (точнее, его авторство) вовсе не утка. В одной из телепередач была зачитана записка, которую Михаил Ходорковский якобы передал через своих адвокатов. Там сказано: "Я не журналист и не писатель, и всякому разумному человеку понятно, такой материал - результат коллективного творчества. Я благодарен людям за помощь. Подписывает же материал тот, кто берет на себя полную ответственность за каждое сказанное в статье слово". Так что полностью от статьи он не отказывается.
Для Федеральной службы исполнения наказаний, конечно же, интересно не столько содержание статьи, сколько то, каким образом она могла выйти за пределы следственного изолятора. Как сообщили корреспонденту "РГ" в Федеральной службе исполнения наказаний: "Перемещение корреспонденции из сизо регламентирует Федеральный закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также правила внутреннего распорядка сизо. Если статья была написана в камере и передана адвокату во время встречи с ним, то это нарушение законодательства. Ведь данный случай подпадает под отправку корреспонденции, жалоб и заявлений, что по установленным правилам должно делаться через администрацию учреждения.
Еще один вариант, который высказывается: Ходорковский мог надиктовать эту статью на встрече с адвокатами. Как говорят сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний, если заключенный излагает свои мысли во время встречи и адвокат записывает, то ничего предосудительного в этом нет. Однако пока ни один из адвокатов Ходорковского не признался, что стенографировал речь шефа. Да и видеосъемка зафиксировала бы подготовку статьи.