08.04.2004 06:30
Власть

Как разрубить "каспийский узел" проблем

Прибрежные страны все еще не могут поделить это богатейшее море
Текст:  Надежда Сорокина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3449)
Читать на сайте RG.RU

- Если мы возьмем позицию сторон, то основную озабоченность проявляют Иран и Казахстан. Последний хочет поделить, и как можно скорее, дно Каспийского моря. Это уже сделали три страны - Россия, Казахстан и Азербайджан. Они подписали трехстороннее соглашение и поделили те участки дна Каспийского моря, на которые не претендуют другие государства.

Иран также выступает за то, чтобы делить Каспий, и претендует примерно на 22 процента территории моря. Данная позиция объясняется тем, что в южной части Каспийского моря практически нет нефти и Иран хочет это компенсировать за счет осетровых, которые зимой и весной скапливаются в южной, иранской, части бассейна.

Но, прежде чем делить море, нужно определить правовой статус Каспия. Вот по этому-то вопросу спорящие стороны и не могут договориться.

Вначале говорили, что Каспий надо считать в юридическом плане озером. Потом эта концепция была отвергнута. Но ее до сих пор придерживается Азербайджан. Затем говорили, что Каспий - это внутриконтинентальное море. Теперь уже многие склоняются, что Каспий является "мировым океаном" в миниатюре.

А если это в миниатюре океан, то к Каспию должна быть применима Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. В частности, с такой идеей выступает Казахстан. Но я думаю, что эта идея не имеет солидной правовой основы. Если распространять Конвенцию ООН по морскому праву на Каспий, то должны быть применены все инструменты такого права. То есть признать наличие здесь внутренних вод, территориальных вод шириной до 12 морских миль, исключительных экономических зон шириной до 200 миль и даже факт наличия открытого моря, которое никому не может принадлежать.

Для Каспия должен быть разработан свой, уникальный, отличный от Конвенции по морскому праву режим. Я думаю, что, во-первых, нужно определить небольшую ширину территориальных вод для обеспечения суверенитета и безопасности прибрежных государств. Это две-три мили, не более. Нарушать территориальные воды и приближаться к берегу нельзя. Сейчас таких признанных территориальных вод нет и военные корабли одной страны могут буквально стать на якорь прямо у побережья другой страны. Любое из прикаспийских государств может даже вести военные маневры на Каспии, включая военные стрельбы, высадку десанта у побережья, не предупреждая соседей. И юридически будет право.

Во-вторых, нужна рыболовная зона шириной 15 миль для того, чтобы обеспечить воспроизводство рыбных ресурсов у побережья государств, чтобы рыба нерестилась. Не смейтесь: и рыбы должны быть защищены в правовом плане. Все остальное море должно быть в общем пользовании.

Третье: что касается дна, то я думаю, что шельфа в практическом понимании на Каспии нет. Правильным решением был бы дележ дна Каспийского моря. Россия заключила соглашения с Азербайджаном, Казахстаном, также есть тройственное соглашение.

Министры иностранных дел прикаспийских государств собираются регулярно, как правило, для того, чтобы определить принципиальные позиции, направления работы рабочей группы. Эта группа разрабатывает Конвенцию о правовом режиме Каспия. Когда рабочая группа пробуксовывает, собираются главы МИД, чтобы дать импульс работе специалистов. Когда иссекает и этот ресурс, собирается саммит на высшем уровне, как это было в Ашхабаде в 2002 году.

В Москве министры иностранных дел решили летом или осенью собрать новый саммит. Конечно, он будет своевременным, ведь с момента ашхабадской встречи было мало реальных подвижек в этом сложном вопросе.

Внешняя политика