09.04.2004 05:00
Происшествия

Чему может научить трагедия на Чегете

Чему может научить трагедия на Чегете
Текст:  Сергей Казаков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3450)
Читать на сайте RG.RU

Но ежегодно и под естественными лавинами одного Приэльбрусья гибнет около 30 человек. А ведь есть и другие горы. Что же происходит? Почему все более входящий в моду среди молодежи экстрим собирает с нас такую трагическую дань? Наш корреспондент провел свое собственное расследование о последнем снеге - встретился с родителями погибших, с профессионалами сноуборда, экстрима и безопасности.

Поиск частный

"Срочно! Разыскиваются семь человек 1982-1984 года рождения. Александр Коньков. Александр Иванов. Нина Пахомова. Антон Батин. Саша Андрюнин. Вася Смирнов. Илья Смирнов. Приехали в Терскол в субботу. Последний раз выходили на связь во вторник 10.02.2004 утром, собирались строить трамплин, предположительно под северами. В среду могли кататься на югах на Чегете. Видевших их просьба сообщить любую информацию по телефонам..." Это объявление напечатали с помощью местных жителей сами родители и близкие друзья пропавших ребят. Расклеивали, где только смогли. По всему Приэльбрусью. Внизу, над ксерокопиями фотографий ребят, крик - "Очень нужна ваша помощь!".

По поводу того, что ребята пропали, первыми забеспокоились родные.

- Нина очень аккуратно звонила по нескольку раз домой, - рассказывает Сергей Пахомов, брат Нины. - Поэтому, когда Нина не позвонила во вторник вечером, мама забеспокоилась и попросила меня дозвониться до сестры. Я звонил несколько раз. Последний неотвеченный звонок на ее телефоне - в 23.50. А потом телефон просто от мороза отключился...

И в среду никто из ребят не выходит на связь.

Из дневника Бориса Батина, отца Антона: "12 февраля. Четверг. Становится понятным, что с ребятами что-то случилось. Днем мобильный телефон Антона перестает отвечать на вызовы, становится недоступным... К вечеру Рита (девушка одного из погибших ребят. - С.К.) и Смирновы пытаются связаться с поисково-спасательной службой МЧС в Москве и в Терсколе, с УВД и организовать поиск ребят из Москвы... Больше информации нет. Мы в жуткой тревоге. Непонятно и страшно подумать: как могут пропасть семь человек одновременно на людном горнолыжном курорте?"

- Милиция тогда еще ничего не делала, - рассказывает мама Саши Иванова. - Даже когда мы попросили по громкой связи объявить о том, что пропали люди, об этом объявили лишь на следующий день по громкоговорителям на подъемниках: мол, такие-то такие позвоните домой, родители беспокоятся...

Родители обратились даже в местную мечеть. Ведь когда мулла произносит свою молитву - все слышат, слышно везде. Они посочувствовали, по-настоящему. Но все же отказали. Им вера не позволяет.

Шестеро юношей и одна девушка. Исчезли.

Родители утверждают, что в этой истории много странного. Старушка - хозяйка трехкомнатной квартиры, которую сняли ребята, утверждает, что видела всех семерых во вторник вечером, а в среду с утра в квартире хоть никого и не было, но чайник был горячим. Какой-то лыжник всем налево и направо говорил, что видел этих ребят в среду и даже едва ли не поднимался с ними на южный склон. Интервью с ним показали по одному из федеральных каналов. Но связь с ребятами прекратилась еще во вторник!

Все это вносило дезорганизацию во время поисков. Не знали, где искать: на юге или на севере? Отрабатывали даже версию с похищением.

Родители утверждают, что поиски проходили бессистемно. Все спасатели работали хорошо, напряженно, подолгу, но как-то сами по себе. Без координации.

Сказывается отсутствие опыта в подобных масштабных поисках. Инструктора и сноубордисты в один голос заявляют: так долго не ищут.

17 дней.

Поиск профессиональный

Я звоню в МЧС Кабардино-Балкарии, чтобы уточнить число спасателей, принимавших участие в этой операции.

- К поисково-спасательным работам были привлечены почти все спасатели Эльбрусской ТПСС и значительные силы Южного регионального центра МЧС России, - сообщает по телефону Кантемир Давыдов, представляющий пресс-службу МЧС Кабардино-Балкарии. - Ежедневно на поисковой операции задействовано до 150 человек и 22 единицы техники, 2 вертолета и 8 поисковых собак.

Как удалось выяснить позднее, собаки ищут только живых людей. Надежда еще была.

Помимо российских спасателей, на поисках работали двое немцев. Их разыскали и привезли на работы родители. Обошлось это недешево - порядка 20 000 долларов. От отчаяния были привлечены даже ясновидящие и экстрасенсы. Местонахождение они указывали очень иносказательно: вижу, мол, реку или провода. Вся эта информация вносила лишь дополнительную нервозность.

- Там же довольно опасно. Спасатели рисковали своей жизнью? - спрашиваю у Кантемира.

- Каждое утро склоны горы Чегет обстреливались Эльбрусской противолавинной службой с целью предупредить возможный сход новых лавин, угрожающих жизням спасателей.

- Где нашли ребят?

- На северном склоне Чегета, в месте, где сходит лавина "Погремушка", как ее называют местные жители. "Погремушка" звучит страшно.

Из дневника Бориса Батина: "15 февраля. Воскресенье. Удивительно красивое и мирное на вид место, если не обращать внимания на кое-где лежащие в снегу, переломанные, как спички, взрослые сосны - результат работы лавины. А так - мохнатые сосны, кустистые березки, горная речка, великолепный горный склон и белый пушистый снег. Сам бы с удовольствием покатался здесь на лыжах. Местные спасатели объясняют, что поскольку склон здесь крутой, а наверху находится более пологое плато, то лавины снега, соскользнув по плато, срываются здесь вниз по крутому склону с довольно большим шумом и большой скоростью. Отсюда и название - "Погремушка". А так как наверху стоит ретранслятор, то верхнее плато противолавинные службы, как правило, не обстреливают, боятся его повредить. Потому здесь скапливаются большие массы снега и часто сходят серьезные лавины. На мой вопрос: почему же тогда столь опасное место не огораживается хотя бы заградительными лентами и не оснащается указателями лавинной опасности? - никто вразумительного ответа дать не смог. Как стало понятно позднее, подобные меры безопасности частично применяются только вдоль горнолыжной трассы под подъемниками. За безопасность людей в остальных лавиноопасных местах, похоже, никто не отвечает".

Смерть в полете

Первым, кого нашли, был Саша Коньков. Сашу нашли российские спасатели 20 февраля.

- Когда я его увидела, у него были широко распластаны руки, знаете, как в полете? - сказала мама Саши.

Через полчаса на той же глубине нашли Сашу Иванова.

Из дневника Бориса Батина: "20 февраля. Пятница. Очевидно ребята умерли практически сразу при ударе... Работники прокуратуры, приехавшие днем, сфотографировали тела, разрешили их доставку на базу и оформили необходимые протоколы. По-моему, мама Саши Иванова после формальных процедур сказала, едва сдерживая рыдания, что утешает лишь одно: "Наши дети веселились, радовались жизни, играли, катались и вдруг - раз - в одно мгновение их не стало. Как будто гора на что-то разозлилась... Господи! Как с этим теперь жить?".

После, на следующий день, были обнаружены тела Саши Андрюнина и Васи Смирнова.

Еще через день - Илью Смирнова, брата Васи.

Из дневника Бориса Батина: "24 февраля. Вторник. День проходит по стандартной схеме. Копаем снег. В первой половине дня нашли серую спортивную шапочку, предположительно Антона... После обеда нашли доску Нины и спортивные защитные очки. Больше результатов пока нет. Погода стоит отличная, солнечная. Спасатели работают в одних майках. ... Завтра будут очищать центр".

Нину Пахомову нашли 25 февраля в 9.00 - почти сразу, как только начались работы.

И через два дня Чегет отдал последнее тело. Антон Батин.

Из дневника Бориса Батина: "Где-то в районе 12 часов дня я услышал, как прекратилось гудение мотопил и кто-то из спасателей позвал меня: "Мужчина! Подойдите! Нашли!". Все прекратили работу и собрались в центре лавины на очищенном от снега берегу Баксана. В отрытом шурфе, метрах в 10 от воды, на глубине более 4 метров виднелось тело. Один из спасателей со вздохом облегчения сказал: "Ну вот и седьмой..."

В официальном пресс-релизе МЧС Кабардино-Балкарии указано, что по окончании спасательной операции стало понятно, что, если бы местонахождения ребят было бы с самого начала известно, "все равно шансы на успех были бы минимальными, потому что все участники группы получили тяжелейшие травмы, несовместимые с жизнью".

Принцип осторожной головы

- Дмитрий, возможно ли выжить при сходе лавины?

- При сходе лавины - можно, при попадании в нее - маловероятно. Лучший способ остаться в живых в лавине - это никогда не попадать в нее. Достаточно небольшого куска снега, чтобы ситуация стала смертельно опасной. Я расскажу поучительную историю про лавины, ее мне рассказал директор горнолыжного направления школы лыж и альпинизма Франции (ENSA) - человек серьезный, который байки травить не будет. На одного сноубордиста съехал небольшой кусок снега под подъемником. Засыпал всего лишь по колени. Парень очень испугался, достал сигареты и решил перекурить. Тогда была весна, и, пока сноубордист отдыхал, мокрый снег спрессовался. Такой снег невозможно раскопать руками, а лопаты у него с собой не было. Он кричал. Люди, которые ехали на подъемнике, думали, что он просто так машет им руками. К утру парень заснул от усталости и умер от переохлаждения. Он не смог вытащить ноги из креплений сноуборда.

- Что должен иметь при себе сноубордист, когда он идет в горы?

- Прежде всего осторожную голову на плечах, а кроме того - активный датчик, который на протяжении всего дня катания включен на излучение сигнала на определенной частоте - как маяк. Когда засыпает одного, то другие могут найти быстро с помощью таких же устройств, переключаемых на прием. Потом должен быть лавинный щуп - металлическая сборная конструкция наподобие удочки. Разумеется, легкая лопата. И конечно - аптечка. Это необходимый минимум.

- Каковы шансы выжить при этом наборе?

- Если в течение 15 минут удалось выкопать сноубордиста, то он скорее всего жив, если, конечно, его не покалечило.

- Сколько стоит весь необходимый набор?

- Все вместе стоит в районе 400-500 долларов.

- Это минимум? А без чего можно обойтись в этом наборе?

- Ну без датчика - вас не найдут так быстро, как вам этого бы хотелось, без щупа - сложно найти конкретное место, а без лопаты - не выкопают. Без аптечки - первая помощь будет оказана не вовремя. Выбирайте, чем готовы рискнуть?

Мнение друзей

Зачем им это нужно

Разговариваю с московскими сноубордистами, пытаюсь отыскать друзей семерых ребят. Но никто о них ничего толком не знает. Знают лишь, что занимались сноубордом, поехали кататься на Чегет - Приэльбрусье. Туда все ездят. Там все катаются.

Сноубордисты убеждают меня написать предупреждения о том, что "Приэльбрусье - не курорт в Европе", что "не надо ездить толпой по кулуарам, потому что стадное чувство приводит к стадной гибели", и что "горы не признают пустого геройства".

В одном из столичных клубов, где собираются сноубордисты, разговариваю с руководителем горнолыжного отделения Союза инструкторов горных лыж и сноуборда, инструктором-преподавателем - Дмитрием Шишковым. На стене на большом экране сноубордист красиво мчится по склонам горы. От полета захватывает дух, даже когда просто глядишь на экран.

- Дмитрий, скажите, почему ребята поехали именно туда - на Чегет?

- Чегет - это Мекка для сноубордистов России. Там всегда проходят самые интересные соревнования.

- Там опасно?

- Мало кому известен тот факт, что ежегодно под лавинами Приэльбрусья гибнет около 30 человек. Там опасно. Прежде, чем ехать на Чегет, нужно сначала откататься в других горах лет пять.

- Кто погибает - новички?

- От этого не застрахованы даже профессионалы-сноубордисты. Но дело в том, что профессионал не окажется в такой ситуации, когда его жизни может угрожать сход лавины. По крайней мере он предусмотрит все.

На специализированном интернет-форуме для сноубордистов задаю вопрос: действительно ли на Чегете нет нигде предупредительных знаков?

Ответы - разные.

Кто-то утверждает, что прямо на дверях гостиницы "Чегет" висит бумажка, где схематически обозначены гора, а по бокам от нее - две трассы (юг и север), на которых "нарисованы черепа с костями". Кто-то видел там огромные плакаты. А кто-то (и таких тоже немало) - не видел ничего. Ни одного знака. Видимо, раз на раз не приходится. Наверное, за этим не всегда тщательно следят.

- Допустим, я действительно не увидел никаких знаков, запрещающих здесь кататься. Ну забыли их поставить. Что должен делать профессионал, чтобы не пасть жертвой трагедии? - спрашиваю я у инструктора Дмитрия.

- Когда в горы идет профессионал, он всегда предупредит об этом целый ряд служб: лавинную службу, МЧС, прочие местные службы и даже всех своих знакомых! Насколько мне известно, те ребята, о которых идет речь, никого не предупредили, да?

Знали ли родители о том, что их дети занимаются опасным видом спорта - экстремальным - сноубордом?

Знали.

Вместо послесловия

Оградите детей от экстрима!

И все же популярность экстрима как стиля жизни молодых людей растет лавинообразно. Почему?

Сегодня на "адреналиновых ощущениях" построена целая индустрия развлечений. Производители одежды, мобильных телефонов, еды - все они зачастую используют в своей рекламе образы "рисковых парней", которые летят на бешеных скоростях на своих сноу- или скейтбордах. Экстрим-туризм особенно в моде.

- Экстрим - это новый источник удовольствия, эмоциональных переживаний, - отвечает на вопрос сотрудник экстренной психологической помощи, которая по понятным причинам не называет свои имя и фамилию - им нельзя, запрещает профессиональная этика. - Экстремальные ситуации дают приток новых положительных ощущений. По своему воздействию это сильнее сексуального влечения. Есть даже зависимые от адреналина люди.

Особенно сегодня популярны фильмы с участием экстремалов.

На интернет-странице, посвященной обсуждению нового фильма про экстремальные виды спорта, где каждый желающий может оставить свои впечатления, восторженные поклонники пишут следующее: "Этот фильм произвел на меня неописуемое впечатление!!" - снова обращаюсь к инструктору Дмитрию Шишкову.

- Многие любители не понимают, - комментирует Дмитрий, - что на съемках прорайдеров задействованы десятки спасателей, экспертов и специалистов-лавинщиков. Они, может, месяцами ждали безопасной обстановки в тех горах, где намечены съемки!

Родители просили меня только об одном: пожалуйста, говорили они, напишите так, чтобы подобных трагедий больше не повторялось, оградите других детей от этого, пусть они подумают о том, что может случиться!

Стихийные бедствия Зимний спорт