Счастье - когда тебя понимают
"Трудности перевода" (Lost In Translation) - история платонической любви, случившейся в Токио. Туда занесло двух американцев - стареющую кинозвезду Боба Харриса, который прибыл подхалтурить на рекламе виски, и двадцатилетнюю Шарлотту, приехавшую с мужем-фотографом посмотреть экзотику. Было забавно прочитать в одном нашем журнале, что любви в этом фильме нет, только шепоты. Автор уже привычно спутал любовь и секс - до секса в фильме действительно не дойдет, а любовь как раз накатывает стремительная, невероятная, настоящая. И безнадежная.
В принципе здесь та же тема, что в "Смерти в Венеции" Томаса Манна: трагедия невозможности, несбыточности. Этих двоих в фильме разделяет не только возраст. Их надежно разделяет рутина жизни. Он давно женат, у него двое детей, жена постоянно звонит через океан советоваться, какого цвета палас купить в гостиную. Шарлотта замужем, хотя ее фотографу уже не до нежностей - у него работа. Оба живут по инерции, отбывая общепринятые обязанности. Оба чувствуют себя одинокими и затерянными в инопланетном мире Японии. Встретившись в лифте, прикипают друг к другу, вместе блуждают по неоновому городу, вместе слушают непонятную речь, едят непонятные яства, отбывают непонятные ритуалы. Среда действия выбрана изумительно точно: здесь эти двое даже ростом чужие. Они становятся необходимы друг другу, но расстанутся, так и не сказав это друг другу. Здесь все - во взгляде, в молчании, в волшебном ощущении счастья быть вместе. И в предощущении неизбежного конца.
Это вторая режиссерская работа Софии Копполы (первой были "Девственницы-самоубийцы"). Почти совершенная по тонкости письма и нежности полутонов (невольно придут в голову ассоциации с японской графикой). Она же написала сценарий, почти без действия, но завораживающий переливами настроений и состояний души, каждое из которых находит отклик в душе зрителя независимо от степени его цинизма. Копполе удалось нащупать самые интимные, незащищенные человеческие струны, мы их обычно и тронуть боимся. В ее фильме печальное сознание того, что все мы обитаем в клетке условностей, обязательств, предрассудков и табу.
Здесь, возможно, лучшая роль Билла Мюррея ("День сурка") и звездный старт Скарлетт Йохансон, которая еще 12-летней снялась в комедии "Один дома-3", а теперь стала одной из самых востребованных актрис Голливуда. Мюррей номинировался на "Оскара", но премию получила только София Коппола за лучший оригинальный сценарий.
DVD Paradise Digital, оценка 9 из 10.
Мертвый сезон агента 007
При всей стандартности ситуаций двадцатый юбилейный фильм "бондиады" "Умри, но не сейчас" вдруг решил показать неуязвимого 007 в минуту поражения, пусть и временного. Картина начинается с того, что, выполняя очередную секретную миссию в новом оплоте мирового зла - Северной Корее, - Бонд совершает промашку и должен отращивать щетину в местной тюрьме, совсем не похожей на фирменные "бондовские" интерьеры. Это даже кажется новаторством: в безупречном Бонде прорезалось что-то человеческое - он способен ошибаться. Но это нарушает закон "бондиады" как специфического жанра: несгораемость героя здесь - условие игры. Мы в растерянности, но, слава богу, все быстро возвращается в привычное русло. Бонда обменивают на корейского шпиона, совсем как в нашем фильме "Мертвый сезон". Теперь 007 должен взять реванш. Он едет в Гавану, где даже океанская волна дышит эротикой, и там пересекается с другим секретным агентом - американкой Джикс (что на английском звучит как "проклятье"), естественно, сексапильной (ее играет Холли Берри). Агенты-соперники становятся сотрудниками и летят в Исландию, где очередное мировое зло выстроило на вечной мерзлоте циклопический ледяной дворец.
Похоже, что подхвативший эстафету новозеландский режиссер Ли Тамахори сделал своего рода попурри из старых "бондовских" мелодий, там и сям разбросав почти цитаты из предыдущих 19 серий. Это было бы, возможно, и неплохо, если бы он привнес в картину еще и мелодию собственной фантазии. А так - словно жуешь позавчерашний, едва разогретый и основательно осточертевший ужин. Даже Пирсу Броснану в этом фильме все происходящее явно скучно: он не столько играет, сколько отбывает свой срок на экране. Даже великая дама Джуди Денч здесь совсем никакая.
Оценка 5 из 10.
Петушок опять пищит
"Похититель тел" (Corps a corps) - из тех странных фильмов, где сюжетные загадки, которые должны держать внимание зрителей, перемешаны с сюжетными небрежностями, которые вызывают только раздражение. Триллер - такой жанр: либо фабула крепка и логически неуязвима, либо картон лезет наружу и все портит. В "Похитителе" вопросы начинаются с самого старта. Звезда стриптиза Лора покидает свое заведение, соблазнившись браком с человеком бомжеватого вида. Бомж оказывается владельцем целого поместья, но в свой новый дом Лора попадет, пережив загадочную автокатастрофу и очнувшись под капельницей. Ее верный бомж ее выхаживает и страстно любит, несмотря на жуткие шрамы и потерю слуха. Начинается фаза счастья, и ясно, что она будет короткой. Новая тайна начнется в миг, когда их маленький сын Жанно вызовет тревогу учительницы, потому что мочится, как девочка, сидя. Поведение отца семейства кажется Лоре все более подозрительным, и она углубляется в его страшную тайну, которую раскрывать не стану, - она и будет интриговать зрителя до самого финала. В фильме хорошие актеры (Эммануэль Сенье, Филипп Торрстон), и режиссеру Франсуа Ханссу удается создать изрядное напряжение при просмотре, но уже возникла дурная и обидная для нового французского кино закономерность: как на экране крутится галльский петушок - фирменный знак студии "Гомон", - так жди очередного взрыва человеческих патологий, причем похоже, что авторских. Европейское кино в сравнении с бодрым заокеанским выглядит неизлечимо больным, закомплексованным и ущербным, оно погружено в потемки собственной души и совсем не интересуется тем, "как слово отзовется". А отзывается оно, как правило, зрительской ипохондрией, и хочется не жить, а вешаться. Соцреализма Европе не хватает, вот что я вам скажу.
DVD CP Digital, оценка 6 из 10.
Единожды соврав...
Когда я работал в одном лакированном, ныне усопшем журнале, он из номера в номер печатал сенсационные репортажи военного корреспондента К. Это был высший класс журналистики: наш товарищ возвращался с поля боя усталый и прокопченный злым афганским солнцем, скупо рассказывал о том, что пережил, а потом мы читали, как он, сжимая в руке блокнот, выносил на себе раненого бойца, как потел в окопах, как вжимался в землю под пулями, свистящими у виска. Это были героические материалы, и мы понимали, что у нас работает выдающийся репортер.
Но однажды выяснилось, что все это писалось на Черноморском побережье Кавказа в промежутках между дневным купанием и вечерним баром. У нашего К. было богатое воображение и бойкое перо.
"Афера Стивена Гласса" (Shattered Glass) - о таком человеке. Билли Рэй написал сценарий и сам поставил фильм по газетной статье "Ярмарка тщеславия". Речь там шла об успешном молодом журналисте влиятельного "Нью рипаблик" - журнала, который доставлялся лично президенту. Парень писал сенсационные материалы, и его имя уже становилось знаменитым, когда вдруг коллеге из конкурирующего издания пришла в голову мысль найти людей и фирмы, о которых писал Гласс. Их не оказалось в природе. 27 из 41 статьи этой акулы пера были выдуманы от начала до конца. "Нью рипаблик" перенес удар по своей репутации с достоинством, принес извинения читателям и уволил псевдожурналиста. Теперь Гласс пишет беллетристику.
Гласса в фильме играет Хейден Кристенсен, ставший известным после 2-й части "Звездных войн". Он здесь неузнаваем: довольно милый червячок, начинающий нарцисс и мелкий карьерист, который хочет быть всем приятным и успешно продвигается вперед, без мыла втираясь в доверие к людям. Фильм без погонь и выстрелов, он целиком посвящен теме нравственности журналиста и его ответственности перед читателем. Есть только одно понятие во всей этой истории, увы, почти вымершее в практике нового российского журнализма, - это доброе имя издания. В США Гласс был немедленно уволен. У нас он скорее всего получил бы прибавку к жалованью: у нас в чести скандал любой ценой. Фильм напоминает и нашим акулам пера о бесспорном: единожды соврав - вдругорядь не поверят. И если вы прочитаете в завтрашнем номере какого-нибудь МГ или какой-нибудь ГП правдивую историю о старушке, простершей руки к созвездию Альфа Центавра, получившей оттуда видение и излечившейся от рака прямой кишки, вспомните Стивена Гласса - это он писал.
DVD CP Digital, оценка 7 из 10.
Источник DVD для обзора -
"Пурпурный легион на Новокузнецкой".