13.04.2004 17:46
Экономика

ЮФО. Хлебное зернышко

Сегодня можно только гадать о величине будущего урожая
Текст:  Александр Безменов (Ростов-на-Дону) Людмила Бельдюгина (Ставрополь) Анжела Иванченко (Краснодар) Ирина Триголосова (Астрахань) Сергей Чевгун (Волгоград)
Российская газета - Кубань-Кавказ: №0 (3453)
Читать на сайте RG.RU

Кубанские крестьяне боятся обанкротиться
Краснодар

Сегодня никто не берется предсказать, какой урожай зерновых будет собран в этом году на Кубани. Посевная в крае началась еще осенью: свыше 40 процентов посевов зерновых – озимые культуры. Две трети перезимовавших всходов находятся в неплохом состоянии, поэтому есть все основания рассчитывать на хороший урожай. Но это – если озимым обеспечат предусмотренный технологией уход.

Не все хозяйства справятся с агрономическими работами. Из-за нехватки горючего в нескольких районах чуть не сорвалась посевная кампания. Цены на ГСМ и удобрения за год подскочили в полтора раза. Если еще прошлой весной за тонну аммиачной селитры просили 2800 рублей, то теперь меньше чем за 4500 рублей ее не приобретешь.

Еще недавно с урожаем справлялись собственными силами. Но в последние годы на кубанских полях появились гастарбайтеры из Молдавии и Украины. Правда, пока иностранную рабочую силу используют на малооплачиваемых работах в садах и овощеводческих бригадах. Однако уже сейчас руководители сельхозпредприятий подают заявки на большее количество рабочих мест для иностранцев.

Никто не берется прогнозировать и будущую стоимость зерновых. Цены будут зависеть от урожая. Но в крае надеются на их государственное регулирование. Если же повторится ситуация 2002 года, когда перекупщики приобретали продовольственную пшеницу по рублю за килограмм, а хозяйства не смогли рассчитаться за уже использованные горючее и удобрения, то Кубань может захлестнуть волна банкротств сельхозпредприятий.

На Дону не хватает удобрений
Ростов-на-Дону

– Проблем с обеспечением ГСМ на Дону нет, – говорит начальник отдела земледелия министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Владимир Зинченко. – И семенами хозяйства обеспечены полностью, даже с избытком. А вот с минеральными удобрениями сложнее. На весь клин нам необходимо 217 тысяч тонн удобрений. Вместо этого имеем лишь 99 тысяч тонн.

Причина в том, что львиную долю своей продукции заводы-поставщики отправляют на экспорт. Но и оставшееся приобрести непросто. Руководители территорий, где расположены химзаводы, требуют, чтобы фосфаты и другие удобрения поставлялись прежде всего местным агрохозяйствам. Поэтому донским крестьянам достаются остатки.

Несмотря на неблагоприятные погодные условия в северных районах области, темпы посевной выше прошлогодних. На первое апреля засеяно 350 тысяч гектаров ранних зерновых культур, в то время как год назад едва дотянули до 100 тысяч га. Всего же предстоит засеять ранних яровых один миллион 165 тысяч гектаров.

Суеверные крестьяне отказываются давать какие-либо прогнозы.

– Вот когда в мае последняя семечка ляжет в землю, тогда и будем говорить, что нас ждет, – сказал один из них.

Хороший урожай цены не занизит
Ставрополь

Еще неделя – и основная посевная кампания будет завершена. В хозяйствах края начнется недолгая передышка до следующего напряженного периода – сева кукурузы, проса, сорго, подсолнечника, кормовых культур.

Проблемы с ГСМ, с семенами и удобрениями, по сути, остались в прошлом. Краевой запас почти в 63 тысячи тонн семян (не считая кукурузы) удовлетворит все запросы села. А элитными семенами «царицы полей» Ставрополье может даже и само поделиться с рядом зерносеющих регионов.

В этом году многие хозяйства взяли банковские кредиты, оформили иные коммерческие операции и договоры, но денег под горючесмазочные материалы все-таки добыли в достаточной мере, сообщили корреспонденту «РГ» в краевом минсельхозе.

С удобрениями в этом году селянам повезло, как никогда. Из 67,5 тысячи тонн, необходимых для обеспечения подкормки будущего урожая, половина уже отгружена.

Ставропольский край – единственная в России территория, получающая самое высококачественное в стране зерно в объемах практически всего его производства. Испеченный из муки такого зерна пышный каравай можно сжать до плоского блина, но, если отпустишь, он вмиг вернет свою форму.

В этом году за ставропольским зерном покупатели стояли в очередь, несмотря на его впечатляющую цену, самую высокую в истории продаж, – 6,5 тысячи рублей за тонну.

По осторожному прогнозу министра сельского хозяйства Ставрополья Владимира Гаркуши, урожай ожидается на уровне пяти миллионов тонн продовольственного зерна. Впечатляет, если знать, что среднестатистическая урожайность за несколько лет составила в крае 3,8 миллиона         тонн. Может ли ставропольский «пятимиллионник» привести к демпингу цен на зерно в крае? Юрий Белый отвечает на этот вопрос отрицательно. В России сейчас нет больших запасов, а спрос на зерно, особенно высококачественное, растет не только в стране. А потому будут расти и цены. По прогнозам первого заместителя министра, ранней осенью зерно нового урожая может стоить в пределах четырех тысяч рублей за тонну, а весной, скорее всего, перешагнет нынешний ценовой порог.

Кормовой ячмень вместо элитного риса
Астрахань

При росте цен на зерно астраханцам выгоднее стало выращивать его самим, нежели закупать за пределами региона.

В этом году под яровые отведено на 2,5 тысячи гектаров больше, чем в прошлом, а в целом злаковые культуры займут 28 тысяч га. Программа-минимум для об-     ластного сельского хозяйства – перекрыть потребность в зерне местных животноводческих предприятий. Только для астраханских птицефабрик ежегодно требуется 30 тысяч тонн зерна. Ожидаемый урожай – около 60 тысяч тонн: это и ячмень, и пшеница, немного сои, и, конечно, рис.

Производство риса в Астраханской области – больная тема. В конце восьмидесятых годов посевные площади этой культуры составляли 45–50 тысяч га, а урожаи доходили до 120 тысяч тонн в год. Сегодня под рис отвели девять тысяч га, с которых планируют собрать 20–23 тысячи тонн. По мнению заместителя начальника областного департамента сельского хозяйства Виктора Шляхова, местное производство «задушил» дешевый импортный рис. Хоть астраханские рисоводы и сеют элитные семена новых, наиболее продуктивных, устойчивых к болезням и вредителям сортов риса, азиатской интервенции они противостоять не в силах. Поэтому и приходит на смену рису ячмень, который можно продать хоть на соседние животноводческие фермы.

На недостаток рабочей силы никто не жалуется. В селе и так безработица, а каждый сезон еще и мигранты из Средней Азии наезжают, готовые работать вовсе за бесценок: за хлеб и воду да крышу над головой.

Волжан спасает лизинг
Волгоград

Четыре миллиона тонн зерновых предстоит собрать в этом году хозяйствам Волгоградской области. Планы достаточно амбициозные, если иметь в виду, что за последние несколько лет больше трех миллионов тонн в региональных закромах не водилось.

К нынешней посевной в хозяйствах области готовились особенно тщательно. Неплохой урожай зерновых плюс благоприятная конъюнктура цен позволили волгоградскому АПК завершить минувший год с прибылью. Крестьяне смогли не только рассчитаться за ранее взятые кредиты, но и успешно подготовиться к нынешней посевной – закупить семена, горючее, удобрения. Подспорьем для тех, кто пострадал от прошлогоднего паводка, станут 35 тысяч тонн ГСМ, которые область предполагает отгрузить селянам в качестве компенсации за потерянные озимые.

По сравнению с прошлогодним яровой клин увеличился более чем вдвое и нынче составляет 900 тысяч гектаров плюс к   этому миллион га озимых культур, которые неплохо чувствуют себя после зимовки. Объем работ у селян значительно увеличился, тем не менее посевную в хозяйствах предполагают провести собственными силами.

Получить рекордный урожай зерновых многие крестьяне рассчитывают благодаря новой технике, купленной по лизингу – в рамках действующей в области программы переоснащения сельскохозяйственного производства. В 2003 году, например, волгоградская «глубинка» приобрела новой техники почти на 750 миллионов рублей.

АПК Астраханская область Волгоградская область Краснодарский край Ростовская область Ставропольский край Кубань. Северный Кавказ Юг России