13.04.2004 07:20
Власть

Бюрократия приносит пользу государству

Через десять лет госаппарат снова придется реформировать
Текст:  Владимир Кузьмин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3453)
Читать на сайте RG.RU

Такой позиции придерживается исполнительный директор Экспертного института Андрей Нещадин. Вчера он презентовал доклад в защиту российской бюрократии. А тема назрела сама собой - в стране полным ходом идет административная реформа, одной из задач которой многим видится дебюрократизация власти.

От этой ошибки и пытаются предостеречь идеологов реформы. Коррективами в системе госуправления занимаются сами бюрократы, и маловероятно, что они пойдут поперек собственных интересов. А их интересы, как считает Нещадин, заключаются в выполнении работы при минимальных затратах и максимальном вознаграждении (отсюда и взятки). Кроме того, нет особого смысла искоренять бюрократов, поскольку это "самовоспроизводящаяся" структура, живущая по собственным законам и имеющая определенный цикл развития. Административная реформа назревает в тот момент, когда интересы бюрократии перестают совпадать с целями политического руководства. Наглядный пример - текущая перестройка Правительства, не в полной мере отвечавшего запросам Президента. Правда, с началом реформы появляется новая бюрократия - новые чиновники и переориентировавшиеся старые. После чего вновь происходит увеличение числа бюрократов. Для оправдания занятости увеличивается и количество исполняемых чиновниками функций. Круг, таким образом, замыкается. Нещадин делает вывод, что лет через 8-10 мы станем свидетелями очередной административной реформы.

Между тем нынешняя коррекция аппарата проводится как нельзя вовремя. Это связано в первую очередь с двумя факторами. Во-первых, сегодня основным стимулом работы среднего звена чиновников является размер пенсии - создана система, когда уровень заработной платы и пенсионное обеспечение зависят от выслуги лет. Во-вторых, большую часть госаппарата составляют люди либо старше 50 лет, либо в возрасте 25-28 лет. Среднего слоя, который обладает сочетанием активности, опыта и знаний, практически нет: он ушел в более эффективные структуры - бизнес. В предпринимательской среде сейчас, как правило, разведены функции собственника и генерального менеджера. Такая схема позволяет минимизировать риски за счет более профессионального и подконтрольного управления. Проанализировав суть проводимой административной реформы, Нещадин сделал вывод, что она представляет собой как раз разведение функций "собственника" и "менеджера" от государства.

Проблема заключается в том, что административная реформа имеет ряд ограничений, которые могут ее попросту загубить. Первое - это кадровый состав органов власти. Сегодня наблюдается дефицит квалифицированных чиновников, а система подготовки профессиональных аппаратчиков, существовавшая во времена Советского Союза, разрушена. Второе ограничение - несоответствие интересов верховной власти и власти субъектов Федерации. В нынешних условиях губернаторы практически не оказывают никакого влияния на принятие экономических и политических решений. Третий подводный камень возникнет, если основной задачей заявят дебюрократизацию государственного аппарата. В этом случае административная реформа войдет в противоречие с интересами бюрократии, и неизвестно, на чьей стороне окажется победа.

Госуправление