14.04.2004 00:25
Культура

Конфликт хорошего с лучшим

Церемонией в Большом театре завершился десятый юбилейный марафон "Золотой маски"
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3454)
Читать на сайте RG.RU

Спектакль, который очень полюбили в Москве в прошлом театральном сезоне, "Правда - хорошо, а счастье - лучше" (об этой постановке Сергея Женовача в Малом театре "РГ" восторженно писала после премьеры) тоже не был отмечен ни одной из основных наград. Актерский ансамбль спектакля жюри во главе с Анатолием Смелянским отметило лишь одной из двух специальных "масок". Между тем нежная, стильная, исполненная предельной органики работа Сергея Женовача - лучшая из его последних театральных работ.

Очевидно, что и "Дядя Ваня" Льва Додина стал для него не очередным спектаклем, но самым интимным, самым печальным и самым "чеховским" из его чеховского цикла. В Москве ее восприняли холоднее, чем в Питере. Но это не отменяет блистательной и скрытой остроты этой работы, вызывающе смелого актерского дуэта Игоря Иванова (профессор Серебряков) и Ксении Раппопорт (Елена Андреевна), почти гротескного решения второго акта и целого ряда достоинств, о которых много писала пресса (в том числе и "РГ"). "Дядя Ваня" был отмечен за лучшую режиссуру. А "Маску" за лучшую актерскую работу получил Сергей Курышев (дядя Ваня).

В номинации "Лучшая женская роль" безусловную пальму первенства получила невероятно заразительная, истовая и эксцентричная работа Чулпан Хаматовой в спектакле Нины Чусовой "Мамапапасынсобака" (театр "Современник").

Лучшей работой художника в драматическом театре назвали сценографию Александра Боровского к александринскому "Ревизору".

После такого предварительного расклада зал замер, ожидая решения в главной номинации - "Лучший спектакль большой формы". Алла Демидова, вручавшая награды драматического жюри и много говорившая о торжестве академического стиля в нынешнем театре, горделиво произнесла: "Ревизор" Александринского театра в постановке Валерия Фокина". Зал аплодировал смущенно.

В сложном выборе между радикальностью и остротой театрального языка, продемонстрированных в "Вишневом саде", и традиционалистской ясностью додинских решений жюри предпочло среднее арифметическое. Идеология спектакля "Ревизор" строится на соединении так называемой традиции и так называемого новаторства. Валерий Фокин говорил об этом неустанно и накануне, и после премьеры. Очевидно, его слова подействовали магически. Жюри решило не делать выбор между новаторами и традиционалистами, а соединить их в одном флаконе. В александринском "Ревизоре", правда, не очень ясно, где одно, а где другое. Спектакль настолько "подавлен" собственной эрудицией, что не оставляет почти никакого места для собственного высказывания.

Если все было очень драматично с большой формой, то с малой все обстояло предельно ясно. Жюри сделало ровно тот выбор, который от него ждали. Награду получил спектакль фаворита нынешней "Маски" Дмитрия Чернякова "Двойное непостоянство" в Новосибирском "Глобусе". Формально-изощренная и совершенная работа Чернякова с пьесой "Мариво" стала едва ли не главным знаком нынешней "Маски".

Спектакль Дмитрия Чернякова "Похождения повесы" в Большом тоже был достоин главной "Маски" в разделе оперного театра. Но музыкальное жюри во главе с Владимиром Уриным отметило его только за режиссуру. Безусловная победа за лучшую женскую партию была присуждена Елене Вознесенской (Энн в "Похождениях повесы"). В этом же спектакле, на наш взгляд, была сделана и лучшая работа художника (тот же Дмитрий Черняков). Но "Маску" присудили Давиду Боровскому за оформление спектакля "Жизнь с идиотом" в Новосибирском театре оперы и балета. Он же получил награду как лучший оперный спектакль, а лучшим исполнителем назван Александр Лебедев, спевший в нем сложнейшую партию "Я".

Главная стратегия "золотомасочных" жюри - стремление всех примирить и всем сестрам дать по серьгам -- сработала и в нынешнем году.

"Маска" за лучший спектакль современного танца была присуждена балету "Весна священная" (хореограф Режис Обадья, камерный балет "Москва"). С ним конкурировали "Полеты во время чаепития" Татьяны Багановой ("Провинциальные танцы", Екатеринбург).

Предполагаемый лауреат в области классического балета - "Светлый ручей" Большого театра - получил "Маску" за лучшую хореографию (Алексей Ратманский). Танцующие в нем главные партии Мария Александрова и Сергей Филин были отмечены как лучшие исполнители. А лучшим балетным спектаклем назвали Ballet Imperial Пермского театра оперы и балета.

Самой безусловной награды удостоились обладатели премии "За честь и достоинство" - старейший актер и педагог из Иркутска Виталий Венгер и выдающийся оперный режиссер Борис Покровский. Зал стоя приветствовал Покровского, чья 92-летняя жизнь в искусстве отмечена блистательным талантом, честью и достоинством.

Десятилетний марафон "Золотой маски" завершен. Впереди ее ждут новые приключения. Известно, что сменилось руководство фестиваля, и место его неизменного директора Эдуарда Боякова займет Мария Ревякина, ушедшая с поста директора МХАТа им. Чехова.

Театр