На нее были приглашены журналисты всех ведущих американских СМИ, которые долго и с нетерпением ждали этой возможности. Для президента Буша подобное общение с прессой, которое одновременно транслировалось на многомиллионную аудиторию в прямом эфире, стало всего лишь третьим по счету. Первая его пресс-конференция состоялась 11 октября 2001 года спустя месяц после терактов, а вторая - 6 марта 2003 года, буквально за несколько дней до начала военных действий в Ираке.
Президент не очень любит общаться с журналистами и делает это лишь в исключительных случаях. Вот и в этот раз пойти на подобный шаг его вынудил неутихающий политический скандал, вызванный работой комиссии по расследованию причин терактов 11 сентября. А также резкое обострение ситуации в Ираке.
Апрель еще не достиг своей середины, но уже успел стать для США самым кровавым месяцем с момента падения режима Хусейна. 82 погибших и еще 560 раненых - таковы потери американских военнослужащих за неполные две недели. Общественное мнение в Америке тут же среагировало на поступающие из Ирака тревожные сводки. В результате рейтинг Буша в части, касающейся его политики по борьбе с международным терроризмом, упал с недавних 70 до 55 процентов, а поддержка усилий его администрации в Ираке сократилась и того больше - до 44 процентов.
Свою пресс-конференцию Джордж Буш открыл вступительной речью, длившейся 17 минут. Как и ожидалось, основной акцент в ней был уделен Ираку. Президент США в частности заявил, что передача власти иракцам состоится 30 июня, как и было ранее запланировано. По его словам, невыполнение этого обязательства будет на руку зачинщикам беспорядков и подорвет доверие иракского народа. Вину за вспышку насилия он возложил на сохраняющиеся остатки сторонников бывшего иракского лидера, а также исламских экстремистов, в рядах которых все активнее действуют боевики из других стран. Отметив, что большинство жителей Ирака не поддерживают экстремистов, воюющих с силами коалиции, Буш призвал лидера шиитских радикалов Моктада ас-Садра распустить свои вооруженные формирования. Он также пообещал в случае дальнейшего обострения ситуации направить дополнительные войска в Ирак.
После своего выступления Буш ответил на вопросы журналистов. Всего их было пятнадцать, и все они в той или иной степени оказались неудобными для хозяина Белого дома. В числе первых был задан вопрос о правомочности сравнений нынешней ситуации в Ираке с войной во Вьетнаме. В последнее время их все чаще приводят оппоненты Буша из демократического лагеря. Изредка поглядывая на присутствующую в зале Кондолизу Райс, президент США выразил решительное несогласие с такой аналогией. И добавил при этом, что она не только ошибочна, но и вредна, поскольку "шлет неверный сигнал врагу".
Ряд вопросов касался деятельности независимой комиссии по расследованию обстоятельств терактов 11 сентября 2001 года. Накануне пресс-конференции Белый дом под нажимом общественной критики обнародовал разведсводку, в которой якобы содержалась упреждающая информация о готовящемся на США нападении. Эта сводка была доложена Бушу 6 августа 2001 года, и в случае адекватного реагирования могла бы предотвратить террористическую атаку.
Однако Буш вновь повторил, что в этой сводке не содержались конкретные данные, которые позволили бы его администрации предотвратить эти теракты.
Как ни старались журналисты своими вопросами подвести президента США к признанию ошибки или принесению извинений перед американской нацией за трагические события 11 сентября, Буш ни на мгновение не дал повода усомниться в своей правоте. Более того, как отметил Буш, одним из главных уроков, извлеченных из 11 сентября, стало осознание того, что Америка должна устранять угрозы еще до того, как они станут реальными. Именно эта политика и привела к началу войны в Ираке.
Дословно
"Неоднократно выражая свою печаль в связи с гибелью людей в ходе нападений террористов на Нью-Йорк и Вашингтон, г-н Буш-младший, кажется, не испытывал никаких сомнений в правильности собственного поведения и не задавался вопросом, а не следовало ли ему что-то предпринять в ответ на доклад о внутреннем терроризме, который он получил 6 августа 2001 года".
"НЬЮ-ЙОРК таймс".
Расследование
Бывший глава ФБР Луис Фри и министр юстиции США Джон Эшкрофт предстали перед комиссией, которая расследует теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне.
В последние три недели тема терактов 11 сентября снова вышла в Америке на первый план. Кульминацией ее стали слушания комиссии, состоящей из десяти независимых экспертов, расследующих обстоятельства самой страшной трагедии в истории США. Они были назначены на 13 и 14 апреля. На них был вызван ряд бывших и действующих ключевых американских силовых структур, которые дали свои показания под присягой. Это упоминавшиеся Фри и Эшкрофт, выступившие в первый день. А также экс-министр юстиции Джанет Рино, исполнявший обязанности директора ФБР Томас Пикард и бывший глава антитеррористического центра ЦРУ Кофер Блэк. Кроме того вчера ожидалось выступление действующих глав ФБР Роберта Мюллера и ЦРУ Джорджа Тенета.
Луис Фри прямо заявил, что накануне терактов ФБР не имело необходимых ресурсов или правовых полномочий для противостояния боевикам. Войне с "Аль-Каидой", по его словам, мешало отсутствие антитеррористических законов. В своем выступлении под присягой Джон Эшкрофт также заявил о юридических барьерах, которые разделяли судебные власти и разведсообщество. "Даже если бы нашим агентам удалось проникнуть в лагерь Усамы бен Ладена, им понадобилась бы для его ареста армия юристов", - уверял Джон Эшкрофт.
Наконец Томас Пикард, исполнявший 11 сентября обязанности директора ФБР, заявил, что лично информировал вице-президента Дика Чейни о присутствии "Аль-Каиды" в США. Но он также признал, что возможности ФБР были ограничены рамками закона. Привлечь боевиков "Аль-Каиды" к уголовной ответственности только лишь за то, что они являются членами этой организации, по словам Пикарда, тогда не представлялось возможным. "Мы ничего не могли с ними поделать", - заявил Пикард.
Как ожидается, в своем докладе по итогам расследования комиссия выдвинет предложения о реформировании ФБР и разделении этой спецслужбы на две структуры. Одна будет отвечать за сбор упреждающих данных об угрозе терроризма внутри Соединенных Штатов. За другой останутся "традиционные" функции ФБР. Президент Джордж Буш уже дал понять, что американским спецслужбам предстоит серьезная реорганизация.
Между тем
В Ираке в качестве резервистов по контракту служили три сестры Уинтер. Три бойца Национальной гвардии США. В конце прошлой недели, попав в засаду боевиков, погибла старшая из них - Мишель. Ей оставалось находиться в Ираке всего лишь пять дней. Американские военные приняли решение - досрочно демобилизовать оставшихся в живых двух рядовых Уинтер. 24-летняя Рэйчел и 20-летняя Черити после состоявшихся вчера в Америке похорон Мишель остаются в родительском доме и не вернутся в Багдад. "Не проходит и минуты, чтобы мы не думали о вас, - написали Рэйчел и Черити в письме своим сослуживцам в Ирак. - Отныне у нас две семьи, и нам горько, что мы не можем быть с двумя из них одновременно".