Фестиваль фильмов Чарли Чаплина на канале "Культура" продолжается комедией 1928 года "Цирк" **** (22.45). Она не входит в число самых выдающихся достижений великого комика, но, безусловно, очень смешна, виртуозна в комических трюках и актерской технике. Чаплин в своем обычном образе маленького Чарли, который в очередной раз убегает от преследующих его полицейских и в поисках спасения проникает в цирк во время представления, оказавшись прямо на арене перед глазами сотни зрителей. Он остается в труппе и, конечно, влюбляется в прекрасную наездницу. Снимались также Мерна Кеннеди, Генри Бергман.
Юбилей Аллы Пугачевой отмечен двумя фильмами. В обоих эстрадная дива снималась в пору своей наиболее громкой славы, когда она придумала себе имидж певицы-подвижницы, пришедшей сказать людям самое сокровенное вопреки козням многочисленных недругов. В ее песнях и в обоих фильмах тогда доминировала тема быстротечности и эфемерности и славы, и самой жизни.
В картине 1978 года "Женщина, которая поет" ** (М1, 19.10) Пугачева выступает в роли прогрессивной эстрадной певицы Анны Стрельцовой, которая проходит тернистый путь через рогатки и препоны консервативных чиновников к жаждущей душевных откровений публике. В этой ленте режиссера Александра Орлова снимались Алла Будницкая, Николай Волков, Александр Хочинский, танцовщик Владимир Шубарин.
В картине 1985 года "Пришла и говорю" ** (Первый канал, 12.20) Пугачева уже не прячется за чужие имена и выступает в роли самой себя. Это фильм-ревю, повторяющий звездный путь Пугачевой, сценарий писал постоянный автор ее песен Илья Резник. Картина выдает себя за документальные срезки реальной жизни певицы, поэтому там появляются и сам Илья Резник, и еще многие спутники сверкающего светила. Звучат песни Аллы Пугачевой и Игоря Николаева.
"О где же ты, брат?" **** ("Россия", 0.30). Здесь братья Коэны ("Фарго") замахнулись аж на гомеровскую "Одиссею". События древнегреческого эпоса перенесены на американский Юг 30-х, стилизованный оператором под нескончаемую рыжую пустыню (любую зелень в кадре убирали компьютерным способом). Улисса играет Джордж Клуни, пародируя секс-звезду тех лет Кларка Гейбла. Фильм музыкальный, Клуни неплохо поет. Джон Туртурро в роли простофили Пита раскрывает рот под фонограмму. Третий - молчун Дельмар (Тим Блэйк Нельсон). Все трое - каторжане, которые с песней вкалывают во глубине миссисипских руд. За Улиссом темное дельце с припрятанными сокровищами - они и теперь ждут его в укромном месте. Всем троим нечего терять, и они бегут, скованные одной цепью, спасаются от шерифа Кули. На пути, как у Гомера, им встречаются занятные персонажи. Среди них главарь Ку-клукс-клана, Пенни Святоша - подобие Циклопа, известный гангстер, кандидат в губернаторы, а также обольстительные сирены, поющие негритянскую колыбельную. Пройдя через Сциллы и Харибды, герои достигнут своей Итаки и дадут финальное шоу в стиле квартета "Согги боттом бойз", что в переводе звучит как "Мокрозадые мальчуганы". Туртурро назвал картину комическим деревенским мюзиклом. Музыка - ее четвертый герой, она ритмически организует каждый кадр. Здесь всё - парадокс, сюрприз или сюр, а расизм обнаруживает свое главное родовое качество, объединяющее всех националистов планеты, - глупость.
Звездочки означают: **** - шедевр, *** - не пропустите, ** - если нечего делать, * - лучше погулять.