Дом с тараканами и бассейн с крокодилами
Это обычная квартира: семнадцатый этаж типичного панельного дома на окраине Москвы. За обычной бронированной дверью, к которым привыкли уже все горожане, кажется, проживают обычные люди. Но иллюзия ординарности и общепринятой "обычности" рассеивается сразу же, стоит только шагнуть за порог.
Я никогда не была в джунглях, но думаю, что выглядят они именно так: слегка влажный воздух, бесчисленное множество каких-то, не совсем знакомых растений, шмыгающие под ногами ящерицы и непрерывное стрекотание цикад. Прямо в прихожей упираюсь взглядом в висящий на стене аквариум с водной змеей. За ним еще один, потом еще. Прямо за "водным миром" в специальной клетке, "прикинувшись" высохшим листком, притаился богомол. В целом же под крышей этого дома благополучно уживаются змеи, крокодилы, одна из самых больших в Восточной Европе коллекций экзотических тараканов, более тридцати видов жуков и улиток, четыре палочника, десяток скорпионов, один паук птицеед. И еще, если я не ошибаюсь, в одной из коробок я видела копошащихся тарантулов. Но не спешите переводить дух: это еще не все обитатели дома-зоопарка. Рядом со змеиными террариумами в клетке резво копошится зеленая, как листья молодого салата, пара игуан. Сверчки, маленькие степные ящерицы и одна большая жаба свободно передвигаются в пространстве этого жилища. Во главе всей этой разномастной братии стоит бессменный и неоспоримый лидер - лохматый пес породы пекинес.
За моей спиной то и дело что-то плескалось, вздыхало и даже пару раз плотоядно причмокнуло. Возможно, что все эти звуки не более чем плод моего разыгравшегося воображения, но согласитесь, что трудно оставаться спокойной, зная, что твой затылок непрерывно буравят два крокодильих взгляда. Четыре зеленых глаза, по цвету практически неотличимых от воды в бассейне, не мигая, следили за каждым моим движением и поворотом головы. И пусть убеждают меня сколь угодно, что крокодилы эти - каймановые, совершенно безобидные, да к тому же еще совсем детеныши, на людей не нападают. И что размороженный минтай, которого они наелись буквально перед моим приходом, привлекает их куда больше, чем моя нескладная "тушка". Все равно я в полной мере ощущала все эмоции овцы, привезенной на крокодилью ферму.
Впечатлений от комнаты прибавляли и пятнадцать водруженных друг на друга террариумов, выставленных вдоль стены. В каждом из этих, с позволения сказать, "домиков", нежась под лучами искусственных "солнц" (причем у каждого "светило" было свое, персональное) свисали, сворачивались клубочком или просто ползали змеи! Змей было такое количество, что от их пестрого (а я читала в книжке - предупреждающего о ядовитости) окраса рябило в глазах. Поэтому, позабыв про блокнот с заранее заготовленными "умными" вопросами, первое, о чем я спросила у хозяина квартиры, как ему удается спокойно спать в комнате со столь необычными соседями.
- А я сплю в другой комнате, - рассеянно отвечал Огнев, потому что в этот момент его внимание привлекла прилепившаяся брюхом к стеклянному "фасаду" террариума абсолютно белая змея.
- Посмотрите на это чудо, - стучал он ногтем по стеклу, - вы где-нибудь еще такую красавицу видели?
"Красавица" могла стать достойным персонажем фильма ужасов. Неестественно белая (таких обычно снимают снующими между могильных плит) змея, казалось, просвечивается насквозь. Она то и дело высовывала свой характерно раздвоенный язычок и до того бодренько двигалась по стеклу, что у меня не оставалось сомнений: ей ничего не стоит разломать свое хрупкое жилище, выбраться наружу и нас всех перекусать.
- Да не съест она тебя, не съест, - раздражался на мою панику Огнев, - с какой стати ей тебя кусать! Ты лучше посмотри, какая элегантная, - говорил он, - вертя перед моим носом змеей. Да возьми ты ее в руки, не бойся, она ведь даже не ядовитая!
То, что не ядовитая, - это хорошо. Но брать на руки то, чем пугают детей, я все же не хотела. Отступать, правда, мне было некуда: как я уже упоминала, в трех шагах от меня в бассейне бойко резвились юные крокодилы. Мысленно помянув редактора, давшего мне задание побывать в квартире-зоопарке, я все же аккуратно пальчиком потрогала змею. К моему величайшему удивлению, она оказалась совсем не холодной, скользкой и противной, как представлялось. Скорее, наоборот, юркое тельце этого нелюбимым богом и людьми персонажа оказалось на ощупь теплым и даже приятным. И все-таки для меня оставалось загадкой: ну для чего люди заводят в своих квартирах столь необычных обитателей? Ну какую, скажите, "радость" приносят тому же Огневу его крокодилы?
- А вы сами как считаете, - спрашивает меня ученый, - вы любите природу?
- Люблю, конечно, - отвечаю я, - кошки там, собаки всякие, березки-одуванчики мне очень даже нравятся.
- И что, когда приходите в лес, то кидаетесь на березку и начинаете ее неистово тискать?
- Нет, я просто смотрю на зеленые деревья, и они меня радуют.
- Вот и я просто смотрю на своих зеленых крокодилов, и они меня радуют.
Укрощение соседей
Можно сколь угодно ходить по этой необычной квартире, цокать языком и удивляться красоте и гармонии ее обитателей и увлеченности хозяев. Но мы совсем забыли о соседях - этих ближайших "родственниках" человека, с которыми хочешь не хочешь, а приходится считаться. Ведь далеко не каждый с легкостью смирится с тем, что за его стеной копошится клубок змей или специально выводятся тараканы.
- Своих соседей я "приручал" медленно и постепенно, - вспоминает Александр, - это был специально разработанный план, который я начал внедрять еще до того, как мы сюда окончательно переехали.
Дом, в который переезжало семейство Огневых, был новым, поэтому заезд всех жильцов осуществлялся массово и одновременно.
- Представьте себе, - рассказывает Александр, - обхожу я всех соседей на своей лестничной клетке, знакомлюсь с ними и как бы между делом предлагаю им всем поставить в двери за "бесплатно" хорошие дверные замки.
Разумеется, что от такого заманчивого предложения никто не отказался, а наоборот, все прониклись симпатией к такому внимательному, доброму и "рукастому" соседу.
Когда с замками было покончено, Огнев снова обошел всю лестничную клетку. На этот раз он всем вешал люстры и плафоны.
- И вот когда я почувствовал, что я их в себя уже влюбил, - рассказывает биолог, - вот тогда я и решил, что "пора", уже можно, настал час объявить им всем, кто я на самом деле.
Реакция, последовавшая от соседей после того, как они узнали, что через стенку от них собираются жить змеи, крокодилы, жуки и тараканы, превзошла все ожидания. Ослепленные любовью к мастеровитому Огневу, соседи с умилением разглядывали его питомцев и в свою очередь предлагали посильную помощь.
- Недавно у меня змея сбежала, - рассказывает герпетолог, - и уползла "погостить" к моей соседке. Другая бы на ее месте, наверное, раскричалась, скандал устроила, а моя - "прирученная", спокойно подобрала беглянку, сама ее мне принесла. А потом мы сели чай пить.
Скажи, кто у тебя живет, и я скажу, кто ты
- Зачем люди, я имею в виду не биологов, к коим относится вся ваша семья, а обычные обыватели, заводят животных, - спрашиваю я у Огнева, - но не по одному, как в классическом варианте, а устраивают в своих квартирах эдакие мини-зоопарки.
- Первая причина банальна, - объясняет биолог, - это меркантильный интерес. В этом случае специально приобретенная "семейная" пара экзотических пород животных нещадно эксплуатируется как механизм по ускоренному воспроизводству дорогостоящего потомства. О морально-этическом аспекте такого интереса к животным сегодня говорить не будем. Хотя, если разобраться, то квартиру, в которой регулярно обитают десяток щенков, котят, а в террариуме копошится выводок свежевылупившихся змеек, тоже можно назвать своего рода зоопарком.
На втором месте, объясняющем причину появления сразу нескольких животных в одном доме, является компенсация родительских инстинктов. Как известно, рожать детей горожане стали меньше и все осторожней. Но заложенную природой тягу к "большой" семье преодолеть трудно. Вот, ограничиваясь одним или двумя детьми, такие родители, "запрограммированные" на гораздо большее количество "наследников", приумножают свое семейство несколькими кошками, собаками и попугайчиками. Кстати, именно этой категории хозяев свойственно наделять своих питомцев "человеческими" качествами. У них и кошки "ревнивы", и собаки "ну все понимают". А одна моя знакомая утверждала, что ее попугай "читает" молитву на древнеславянском языке. По крайней мере в таких семьях к животным относятся гуманно, отождествляя с собственными детьми.
Третья причина - эстетическая. Звучит красиво, но на самом деле - это самый жестокий способ обращения с животными. Представьте себе ситуацию, когда дизайнер советует хозяину фешенебельного особняка: биллиардную украсить клеткой с павианом, по углам зимнего сада расставить террариумы с питонами, а в бассейн, тоже для красоты, запустить золотых рыбок. Чем оборачиваются подобные "дизайнерские" решения - уже известно. Если заточенные в свои золотые клетки без всяческой любви и должного ухода существа не погибают сами по себе, то обязательно или сбегают, или их больных, а то и попросту надоевших отпускают "на волю в пампасы" - городские парки и скверы. Разумеется, что с наступлением первых же холодов обитающая на елке игуана или мартышка погибают.
Четвертая причина образования домашних мини-зоопарков - это просто биологическое стремление человека к природе. В таких домах помимо животных обязательно "буйно колосятся" многочисленные комнатные растения. А жизнь в таком доме вращается исключительно вокруг "братьев меньших". Как правило, и профессии хозяев связаны с изучением живой природы - это могут быть зоологи всех направлений, ботаники или ветеринары.
мнение эксперта
Михаил Деев, руководитель Фонда сохранения биологического разнообразия "ЗОО":
- Основное большинство экзотических животных, обитающих в наших квартирах, - это прапраправнуки того контрабандного бума, что открылся в нашей стране лет 15 назад. Все эти кайманы, питоны, игуаны и карликовые обезьяны по своему рождению "русские" - этим и объясняется их ценовая доступность. А человек, особенно русский, - существо любопытное и пафосное: заведу себе крокодила - и самому интересно, и соседа удивлю. Но интерес действительно спадает очень быстро. Все-таки у хозяев животных (если они не профессиональные натуралисты, как семейство Огневых) к домашнему любимцу основное требование - это пообщаться, взять на руки, погладить, побаловать лакомством. А как можно погладить того же крокодила? Если кто внимательно смотрит программы передач "Би-би-си - живая природа", знают, как ведет себя крокодил, когда его берут на руки: он отчаянно вертится вокруг собственной оси и отбивается хвостом. А он у него совсем не такой мягкий, как кошелек в вашей сумочке. Это довольно серьезное щипастое оружие хищника.
Если это еще маленький крокодильчик - сантиметров 30-40, то его еще возможно недолгое время "подержать на ручках". Но примерно через год "детеныш" заметно подрастет и взять его в руки уже будет небезопасно. То же касается и игуаны и питона: при неосторожном обращении они могут довольно серьезно покусать. Удовольствия от их кормления тоже немного: во-первых, едят они редко, а во-вторых, не каждой хозяйке придется по вкусу зрелище поедания крокодилом живой, пищащей и яростно сопротивляющейся крыски или хомячка. Необходимо также иметь в виду, что в случае, если вы по каким-либо причинам будете вынуждены отказаться от своего животного, то деть его будет совершенно некуда. А для городских зоопарков и зверинцев они не представляют никакого интереса.
Специального питомника по содержанию экзотических животных, поступивших от обывателей, в городе нет. Вот и получается, что наших московских жителей периодически "глючит": то они мартышку на березе увидели, то на питона в парке чуть не наступили. После первых же морозов "глюки" эти исчезают, так как умирают и их персонажи. Единственный выход - это не заводить того, что вы не сможете погладить. Многие возразят, что мартышку очень даже можно и погладить, и с руки покормить. И тем не менее "прозрение" наступает примерно через сутки после приобретения обезьянки. По хлопотности она хуже грудного ребенка, а по зловонности в квартире - хуже десяти взрослых котов. Абсолютно все обезьяны метят территорию. Особенно это касается карликовой обезьянки "игрунка" - это невинное на первый взгляд существо способно превратить вашу квартиру в конюшню. Хотя, не спорю, мне знакомы семьи, которые знают и умеют содержать таких питомцев, но, как правило, это профессионалы.
Проблема еще состоит в том, что мы на федеральном уровне не можем регламентировать содержание в квартирах экзотических животных. В России есть закон, запрещающий их контрабандный ввоз в страну. А вот закона, запрещающего их разведение в городских условиях, продажу и содержания, нет.
Самым "безобидным" экспериментом по содержанию экзотических существ являются домашние насекомые. Действительно, они не требуют особого ухода и, не сочтите меня циничным, долго не живут, а потому не успеют вам надоесть. Дольше всех - до 4 месяцев задержится в вашей квартире богомол, а жуки и тараканы - от 2 недель до 2 месяцев.
Отдельно хотел бы остановиться на животных не столь экзотических, как змеи, крокодилы и обезьяны. Те же проблемы "куда девать, когда невозможно уже содержать" возникают и с обитающими в нашей полосе дикими животными. Привезенные из леса домой, как правило на дачу, лисята, медвежата и волчата, уже через сезон вырастают и превращаются в домашних монстров. Нередки поступающие к нам звонки типа "заберите у меня волка, он начал мою собаку грызть". А милый медвежонок через полгода превращается в неуправляемого и жестокого домашнего "нахала" - грызет и крушит все, что видит, да еще и хозяев "строит". Остается единственный выход - пристрелить или усыпить. Изъятых из своей естественной среды, с ними невозможно жить в городских условиях, а зоопаркам они тоже не нужны.
Единственный выход из проблемы содержания в квартирах "нетрадиционных" животных - это их не заводить.