Тенденции развития отечественной высшей школы тоже не подчиняются законам формальной логики. Каждый год в России создается до тридцати новых вузов. Почти половина студентов нацелена на получение второго высшего образования. Но все больше людей учатся в вузах (часто - за большие деньги) только для того, чтобы получить диплом. При этом уровень получаемых знаний их не слишком интересует.
После года исследований, насколько доступно высшее образование в России, основной вывод, как определил Андрей Вейхер, раздрай.
- С одной стороны, в обществе сохранился стереотип, что молодому человеку, желающему чего-то достичь, нужно учиться, - говорит он. - С другой - реальное состояние экономики не требует такого числа специалистов с высшим образованием. И не дает им сколь-нибудь заметного преимущества, если говорить об уровне жизни.
Исследования в Петербурге показали: среди тех, кто получает зарплату от 500 до 1000 долларов в месяц, число людей с высшим образованием превышает число людей со средне-специальным всего на 10 процентов. Лишь для категории лиц с заработками выше 1000 долларов фактор образования играет существенную роль - тут выпускники вузов составляют 90 процентов.
Почему же тогда молодежь так стремится в институты? По мнению исследователей, решающим фактором выступает общая бедность населения и невозможность сразу после школы или техникума устроиться на работу, обеспечивающую хорошую зарплату. "Если ребенок не может заработать сколь-нибудь существенные деньги, пусть он лучше дальше учится", - решают родители. Тем более действует еще один отечественный парадокс: даже для людей с относительно невысокими доходами доступно высшее образование в платных институтах. В них стоимость обучения (особенно, в региональных филиалах) почти равна тем расходам, которые приходится нести в процессе учебы студенту бесплатного вуза. Только хлопот меньше: уж если платишь, тебя вряд ли выгонят.
Почему "частники" так мало берут, но при этом число этих вузов растет быстрее, чем государственных? Как показало исследование, частные вузы создаются в основном при государственных как средство приработка для преподавателей. Соответственно, они могут пользоваться материальной базой государственных институтов. К тому же преподаватель, для которого работа в платном учебном заведении - приработок, соглашается на меньшую зарплату, чем по основному месту работы.
Вот и получается, что высшее образование в России предельно доступно (по числу студентов на 10 тысяч населения мы опережаем США и Японию). Однако качество его падает. Ученые пришли к выводу: высшему образованию в России предстоит коренная реформа. Оно, очевидно, разделится на общее и специальное. То есть на образование, которое не делает человека специалистом в какой-нибудь области знаний, а просто дает ему некий культурный уровень. И то, которое делает человека профессионалом. Фактически, просто произойдет то, что уже было в семидесятых годах, когда от обязательной восьмилетки страна переходила к обязательной десятилетке.