Официальный повод собраться появился у народников 26 марта текущего года, когда отец-основатель партии Геннадий Райков написал заявление с просьбой об отставке с поста председателя, мотивируя это чрезвычайной загруженностью в Госдуме и надпартийной спецификой его работы.
Съезд начался сорокаминутным выступлением временно исполняющего обязанности председателя Геннадия Гудкова, позже большинством голосов от приставки "и.о." освобожденного. Для начала он заочно поблагодарил своего предшественника за работу и заявил, что опыт Райкова будет всегда востребован. С задних рядов в этот момент раздалась реплика: "А за провал кто ответит?", и Гудков сразу перешел к анализу "выступления" Народной партии на декабрьских парламентских выборах.
- Иной оценки, как "провал", и быть не может, - охарактеризовал свершившееся Гудков (НПРФ, напомним, поддержали 1,9 процента россиян). - Но партия будет жить. Как говорится - не дождетесь.
Следующим выступил почетный гость Дмитрий Рогозин. Обвинив "Единую Россию" в защите интересов работодателей - "недобитых олигархов", Рогозин потребовал от НПРФ побыстрее определиться, за кого они, и объединиться, пока его рогозинская "структура еще сырая".
Геннадий Гудков предпочел повременить с ответом и позже, комментируя предложение Рогозина, отметил, что подобные решения - прерогатива съезда, который опять же состоится осенью. Попутно выяснилось, что он не совсем согласен с рогозинской максимой "все олигархи - враги". Да и помимо "Родины" есть политические силы, близкие НПРФ по взглядам, - то же селезневское "Возрождение России" и семигинское крыло в КПРФ. Иными словами - торг здесь уместен.