Но нынче и колымские чиновники, в том числе причастные к управлению рыбной отраслью региона, и средства массовой информации области (которые сейчас полностью контролируются властными структурами) дружно и наотрез отказались комментировать решение Мосгорсуда, хотя это первый за полтора года реальный исход более сотни уголовных дел, возбужденных вскоре после убийства Валентина Цветкова. Жители области узнали о событии лишь 16 апреля из констатирующе сухой анонимной заметки в областной газете.
Вкратце напомним, что карающий меч Фемиды опустился на три головы: первого заместителя председателя Госкомрыболовства РФ Юрия Москальцова (приговор - четыре года лишения свободы), советника покойного губернатора Цветкова Виктории Тихачевой (столько же) и осужденного на три года директора Магаданского НИИ рыбного хозяйства и океанографии Александра Рогатных (разумеется, ныне все они эти должности уже не занимают). Одновременно Москальцов - один из собственников замешанного в данном деле ОАО "Дальрыба", а Тихачева - владелица аж целых трех таких предприятий: ЗАО "Дальрыбфлот", ООО "Магаданрыбфлот" и ООО "Магаданская база промысловых судов".
Предыстория же такова. В 1999 году по прямому указанию губернатора Цветкова в Магаданской области было создано областное государственное унитарное предприятие по добыче и переработке морепродуктов (ОГУП). По сути - фикция, не имевшая ни собственного рыболовного флота, ни береговой базы. Но именно этому "фантому" волевым решением было передано право распоряжаться бесплатно выделяемыми области федеральными, так называемыми "научными" квотами на добычу валютоемких морских ресурсов (при этом строго фиксированная часть средств от продажи добычи должна направляться на развитие научно-исследовательской базы региона). В 2002 году именно таким образом и как бы с "благословения" МагаданНИРО, истребовавшего в Москве прибавки "на исследования", были "распределены" 168 тонн краба голубого, более одной тысячи тонн краба-стригуна опилио и 972 тонны трубача. Осенью того же года он был выловлен и продан ранее упомянутыми фирмами. Вырученные же деньги исчезли бесследно, поскольку в российских банках так и не объявились.
Все эти действия суд определил как мошенничество по предварительному сговору. Мосгорпрокуратура считала, что тем самым наши "фигуранты" нанесли государству ущерб в 1 миллиард 200 миллионов рублей. Суд "скостил" сумму до 235 миллионов.
В самом Магадане считают, что реальных участников громкого "крабового дела" гораздо больше. Просто три его нынешних "героя" стали своего рода "козлами отпущения".
О странных "нюансах" деятельности того же ОГУП пресса начала говорить еще в 2000 году. Тогда "РГ" со ссылкой на точные факты и документы дважды ставила вопрос о незаконности местных игр с квотами перед Генпрокуратурой и Госкомрыболовства. И, представьте себе, эти газеты читали все, вплоть до губернатора Цветкова и чинов областной прокуратуры. Но, пока не прозвучал роковой выстрел в Москве, никто из чиновников и пальцем не пошевельнул! Зато отрекаться, к примеру, от Виктории Тихачевой начали задолго до московского процесса. В СМИ сперва исчезла из эфира и с газетных страниц реклама ОГУП и "Дальрыбфлота", затем спала волна выступлений "представителей народа" в защиту Тихачевой и Рогатных. А потом и вовсе место "нашей Вики" прочно занял другой местный "рыбный олигарх", которому с ее отставкой освободилась "зеленая улица" на крабовые и прочие квоты. Короче говоря, все делают вид, что уцелевшие члены старой "команды" не имеют к "крабовому делу" ни малейшего отношения!
Кстати, "за рамки" судебного дела выведен ныне и сам покойный Цветков. Тот самый, который еще в начале своей губернаторской карьеры опять же волевым порядком выделил частным фирмам своей помощницы "на развитие" ни много ни мало два с половиной миллиона долларов из бюджета области в виде..."безвозвратной ссуды" (именно так написано в его распоряжении). Как посчитали московские судьи, участвовал бывший губернатор в "крабовом деле" не по умыслу, а - цитирую - "из ложного понимания интересов Магаданской области". И потому обвинения с него сняты. Посмертно.
Пока в Москве судьи ломали головы над документами, а адвокаты - копья в процессах, суда трех "Викиных" компаний потихоньку перекочевали к берегам Кореи, где и растворились, видимо, в морской воде. В нынешнем году вкусные магаданские квоты вновь выделены ОГУП и ОАО "Дальрыба".
Исходя из этого можно смело сказать, что все остались живы и здоровы. Кроме, разумеется, Валентина Цветкова. О предполагаемых исполнителях его убийства, с помпой на всю Россию перечисленных Генпрокуратурой, не слышно ничего уже около года. А заказчики, как сообщено официально, и вообще не найдены.