"Но по точечным объектам, по конкретным предприятиям, там, где допущены грубейшие нарушения при приватизации, там, где есть соответствующие материалы в Генпрокуратуре, - к этим вопросам можем вернуться, чтобы неожиданностей, возникших с нефтяной компанией "ЮКОС", больше не было, - сказал глава Счетной палаты. - Мы обсуждали, на правильном ли мы пути, - отметил С. Степашин. - Безусловно, надо ставить точки над "i" в приватизации, хорошей или плохой она была".
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Аркадий Вольский считает обоснованной проверку итогов приватизации, проводимую Счетной палатой. "Я считаю, что рано или поздно государство должно знать, сколько у него средств потрачено на приватизацию честно, а сколько украдено", - заявил Вольский. Он подчеркнул, что подведение Счетной палатой итогов приватизации - это "правильно, несмотря на то, что это затронет многих бизнесменов". Он отметил, что бизнес настороженно относится к проводимой проверке. Вольский высказал мнение, что по итогам проверки могут быть найдены механизмы, которые "вернут государству утраченные деньги". При этом Вольский считает необязательным лишение свободы за допущенные нарушения в ходе приватизации. По его мнению, могут быть найдены другие пути, например, в виде уплаты налогов из незаконно заработанной прибыли или путем направления средств на ликвидацию бедности. Счетная палата должна определить, какое имущество было приватизировано на законных основаниях, а какое - нет, отметил глава ТПП Евгений Примаков. "В отношении имущества, которое было приватизировано в обход существовавших в то время законов, а также через уголовные преступления, надо иметь определенную позицию", - заявил Примаков.
Понятно, что в этой ситуации те олигархи, чьи интересы могут быть затронуты, не будут сидеть "сложа руки". Никто из тех, чья собственность получена незаконно, не предоставит материалы проверяющим органам. Обладая собственными медиа-ресурсами, определенным влиянием на различных уровнях власти, они могут попытаться внести раскол в слаженную команду, созданную Президентом. Естественно, что на войне все средства хороши: и "черные" пиартехнологии, и выброс в СМИ непроверенной информации, и подключение западных политиков и бизнесменов. Существует еще один способ попытки стравливания власть имущих - запускается деза, дескать, один претендует на место другого. Так, например, во время президентской избирательной кампании появилась информация, что Устинов выступил как кандидат в президенты. Конечно, это откровенная ложь, которая направлена на подрыв доверия Президента к Генеральному прокурору страны. Так почему же тем бизнесменам, чье рыльце в пушку, не написать в своих газетах, что, мол, Сергей Степашин, например, конкурент Владимира Путина и на следующих выборах выставит свою кандидатуру? Уже появились первые публикации, в которых говорится, что нужен более "техничный" глава Счетной палаты, который бы не столь ярко озвучивал свои цели и задачи. Стоит только взглянуть на название газеты или журнала, чтобы понять, чьи "уши" торчат в таких публикациях.
Некоторые крупные бизнесмены, особенно те, которые постоянно проживают за рубежом, считают, что в современной России можно действовать методами середины девяностых. Им никак не удается осознать, что в нынешних условиях невозможно манипулировать общественным мнением. Власть открыта, ее цели ясны гражданам. Не зря и пропрезидентская партия, и сам Владимир Путин получили столь весомую поддержку народа на последних выборах. Наверное, впервые за последние годы Президент, правоохранительные и контрольные органы, а также население находятся по одну сторону баррикад.
На повестке дня - задача удвоения валового внутреннего продукта, повышения благосостояния всех граждан, борьба с бедностью. Существует серьезная недооценка национального богатства, и нужно подумать о механизмах его привлечения в бюджет страны или в инвестиционные проекты. Правительство Российской Федерации и Счетная палата намерены вместе решать эту задачу. Тем, кто ведет игру по своим собственным правилам, такая сплоченная работа органов власти не может нравиться, и поэтому в ближайшее время, возможно, мы будем видеть серьезное противодействие амбициозным планам Президента и Правительства. Несомненно, и руководству Счетной палаты, и руководству Генеральной прокуратуры придется столкнуться с мощным давлением на общественное мнение со стороны проверяемых, чей капитал уязвим перед Законом. Несмотря на то, что возможностей давления на власть остается все меньше и сегодня ее невозможно заставить исполнять чьи-то частные прихоти, все же стоит понимать, что механизмы по дискредитации правоохранительных и проверяющих органов могут быть задействованы.
Для того чтобы противостоять давлению недовольных ужесточением финансового контроля и проверкой приватизации некоторых объектов, необходимо постоянно информировать общество о проделанной работе, наладить четкое взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами. Так, например, в прошлом созыве Государственной Думы материалы Счетной палаты зачастую не были востребованы депутатами, в прямые обязанности которых входит контроль за исполнением бюджета как в своем округе, так и в стране в целом. Будем надеяться, что новый состав Государственной Думы будет теснее и оперативнее работать с аудиторами. Взаимодействие между Счетной палатой и Генпрокуратурой оказалось куда удачнее: только за 2003 год по материалам СП ведомством Устинова было возбуждено более 240 уголовных дел.
Выполнение задач, поставленных Президентом на ближайшие четыре года, требует не только серьезной отдачи от чиновников всех уровней, но и привлечения серьезных финансовых средств. Прекращена порочная практика постоянного заимствования на внешних рынках, при которой на каждый заимствованный рубль вывозилось из страны и вкладывалось в чужую экономику пять. Деньги есть в России, необходимо чтобы платились налоги и развивались инвестиционные программы, а самое главное - четко исполнялся бюджет. Государственные средства не должны служить источником обогащения отдельных граждан, как бы им того ни хотелось. Счетная палата Российской Федерации как высший конституционный орган финансового контроля основной своей задачей всегда называет контроль за исполнением бюджета. Следует отметить, что с приходом на пост главы Сергея Вадимовича Степашина роль и значение Счетной палаты стало соответствовать задачам. Чем активнее и последовательнее действует Счетная палата, чем больше уголовных дел возбуждается по материалам проверок, тем сильнее противодействие со стороны некоторых представителей крупного бизнеса, у которых рыльце в пушку.
Счетная палата приступила к осуществлению программы с почти сенсационным названием "Анализ итогов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 гг." и намерена уже после 2 июля предоставить Правительству первые рекомендации. Многие не хотят, чтобы этот документ вышел, и самым эффективным способом не допустить этого было бы сместить Степашина, поставив на его место управляемого человека. В качестве пробных шаров при назначении аудиторов олигархи пытались протолкнуть своих ставленников, причем в некоторых случаях им это удавалось. Но Президент поддержал эту инициативу Сергея Степашина и план работы по всем аудиторским направлениям, ведь он не меньше Счетной палаты заинтересован, чтобы в вопросе приватизации наступила полная ясность. Не исключено, что некоторые эпизоды приватизации могут заинтересовать следственные органы, но прежде всего речь идет о политических выводах. Глава Счетной палаты предлагает (и это самое главное): прежде чем снять проблему, нужно сначала выяснить, что же произошло с теми предприятиями, которые были в свое время приватизированы. Есть эффективные собственники, которые хорошо работают и исправно платят налоги. Но есть и такие предприятия, которым приватизация почему-то не пошла на пользу. Вопрос - почему? Между прочим, до Счетной палаты под таким ракурсом эту проблему еще никто не рассматривал, а ведь надо делать выводы на будущее: в очереди на приватизацию сейчас стоят еще 200 крупнейших объектов.
Было бы наивно полагать, что обладатели сверхприбыли горят желанием ею поделиться, но делиться все-таки надо. Счетная палата выступила с двумя серьезными предложениями, поддержанными Президентом. Во-первых, провести вместе с международными экономическими институтами оценку того, что называется национальным богатством страны. Мы ведь на самом деле не знаем его истинных масштабов. И второе: рассмотреть вопрос о введении дифференцированной ренты. То есть там, где действительно хорошие условия для нефтедобычи, где инфраструктура развита, могут быть одни рентные платежи. Там же, где еще толком и геологоразведка не проведена (кстати, это очень серьезная тема - запущенность геологоразведки в нашей стране), рента может быть вообще нулевой. Если предложение будет реализовано, это может принести бюджету до 5 миллиардов долларов. Есть и мировая практика - это Норвегия, которая нам особенно близка и в климатическом плане, и по количеству нефти на душу населения. Там эта проблема решена и ни у кого вопросов не возникает. Там, правда, другая психология и идеология, это социально ориентированное государство. В Российской Конституции, кстати, написано, что мы тоже строим социальное государство. И об этом не стоит забывать.