27.04.2004 04:00
Экономика

Встреча Фрадкова с предпринимателями

И призывает бизнесменов не ждать команд сверху
Текст:  Михаил Махлин
Российская Бизнес-газета - : №0 (457)
Читать на сайте RG.RU

Во-первых, и для этого премьер взял в руки текст, речь идет о "целенаправленном управлении на основе выбранных приоритетов и конкретных количественных индикаторов и внедрении программно-целевых методов управления в работу Правительства".

Что это значит? Для справки: советский математик и экономист, академик Леонид Канторович положил начало линейному программированию и создал теорию оптимального планирования и управления народным хозяйством, теорию оптимального использования сырьевых ресурсов. В 1975 году ему была присуждена Нобелевская премия. Программно-целевой метод позволил нашей стране в не самое лучшее время создать атомное и термоядерное оружие, осуществить ракетно-космические проекты и другие научно-технические прорывы. Эта методика с успехом применялась и применяется в развитых и развивающихся странах.

По образному выражению Фрадкова, он ужаснулся при ознакомлении с федеральными программами, не обеспеченными ресурсами и не предполагающими ответственность за реализацию.

- Представьте себе программу "Технологическая база России", - обратился глава Правительства к присутствующим и удовлетворенно отметил, что никто не представил.

Между тем программно-целевой метод предусматривает, что оценка и выбор программ производятся по конкретным критериям (минимум затрат или времени на реализацию при фиксированных конечных показателях и т.д.).

Председатель Правительства подчеркнул, что предстоит жесткая и целенаправленная работа. По его словам, при выборе решений и оценок "есть место всем формам и методам". В то же время Михаил Фрадков призвал не оглядываться назад, не возвращаться к госплановскому и госснабовскому прошлому. Рыночные механизмы подтвердили свою эффективность при умелом подходе к ним со стороны государства.

Во-вторых, глава нового Правительства России сделал упор на показатели эффективности и качества - термины почти забытые за последние полтора десятка лет. Особое значение он придал повышению производительности труда как фактору, позволяющему существенно повысить доходы населения без ущерба для бюджета и бизнеса, повысить конкурентоспособность отечественной продукции.

В-третьих, Михаил Фрадков неоднократно сетовал на отсутствие исчерпывающей и беспристрастной аналитической информации. Послушаешь, мол, спор металлургов и машиностроителей - и те убедительны, и эти. Председатель Правительства России обратился к деловому сообществу с просьбой руководствоваться не узкокорпоративными, а общеэкономическими национальными интересами.

На некоторые вопросы, поставленные перед ним, председатель Правительства, исходя из вышесказанного, честно не находил ответа, признавая информационный вакуум. Но большинство собравшихся уловило ответ в намеке на "все формы и методы".

По признанию Михаила Фрадкова, сознавая всю полноту ответственности, он лично возглавил целый ряд правительственных комиссий, в том числе по предпринимательству и конкурентноспособности, военно-техническому сотрудничеству, вступлению в ВТО и т.п. Иначе нельзя. Надо во все самому вникать.

- Правительство сегодня делает решительный поворот, - сказал Фрадков и поправился, - помягче надо, пытается сделать поворот от инерционного стиля к активной целенаправленной политике, по-хорошему агрессивной в ликвидации пробок и завалов на пути развития. Для этого у Правительства должны быть профессиональные и вдумчивые союзники, которые не ждут особой команды, а сами берут на себя инициативу и мобилизуют доступные ресурсы.

Прямая речь

Евгений Примаков, президент Торгово-промышленной палаты РФ:

- Особую тревогу вызывает чрезмерная монополизация ведущих отраслей экономики. В аналитическом докладе Всемирного банка отмечается, что в России всего 23 бизнес-группы держат в своих руках треть промышленности и шестую часть рабочих мест.

Кроме того негативно сказывается тенденция недружественного поглощения предприятий, по сути теневой передел собственности, борьбы с которым практически не ведется.

Что касается перераспределения сверхприбыли нефтяных монополий в пользу федерального бюджета с помощью введения налога на недра, то без индивидуального, дифференцированного подхода такое нововведение ударит по малым и средним предприятиям нефтяной области. И это настораживает, хотя с 1998 года уже есть механизм, который позволяет изымать значительную часть сверхприбыли за счет экспортной пошлины.

Сейчас много говорят о диалоге власти и предпринимательства - диалога быть не может, так как предприниматели не аутсайдеры, они органичная часть общества. Они заинтересованы в повседневном практическом общении и совместных действиях с властью, причем не на бумаге.

Василий Власов, вице-президент компании "Адмазы России":

- Северян пугают платностью реформирования образования, здравоохранения и других социальных сфер. Люди уезжают. На их месте появляются неквалифицированные мигранты из бывших советских республик. Хотелось бы пожелать новому Правительству сделать так, чтобы российский Север оставался российским.

Ефим Басин, первый вице-президент корпорации "Трансстрой": 

 - Коррупция беспредельничает на российских просторах. Могу привести много примеров, когда тендеры на бюджетные проекты выигрывают фирмы, строящие дороже и дольше, чем их конкуренты. Такие конкурсы должны проводить независимые организации, например ТПП.

Андрей Козицын, генеральный директор уральской горно-металлургической компании:

- Хорошо задумано дело - ипотечное строительство. Но стоимость денег, кредитных ресурсов, неподъемна для россиян. По той же причине страдает средний и малый бизнес. Правительству надо подумать, как ликвидно разместить депозиты Сбербанка, средства Пенсионного фонда, чтобы кредиты в стране стали доступны для всех.

Анатолий Глушков, председатель северной Торгово-промышленной палаты:

- Предприниматели хотят, чтобы их не только слушали, но и слышали. Разного рода союзов, ассоциаций и других объединений пруд пруди. Нужно сконцентрировать их в одну мощную организацию, с которой реально считалась бы и исполнительная, и законодательная власть.

Крупные компании Торгово-промышленная палата России