После встречи с председателем Еврокомиссии Романо Проди, приезжавшим в Москву во главе делегации из семи комиссаров ЕС, Президент России Владимир Путин заявил, что вопрос о транзите грузов между Калининградом и остальной Россией, являвшийся главным камнем преткновения, практически разрешен. "Сегодня было сказано, что мы готовы в принципе к тому, чтобы стоимость транзита отражала реальную стоимость услуг", - сказал Проди, выступая перед журналистами.
Однако, по словам Путина, некоторые детали еще нуждаются в согласовании, хотя в целом компромисс достигнут.
Представители ЕС полагают, что стороны договорятся по всем вопросам, непосредственно связанным с расширением ЕС, к установленному ими сроку - до вторника.
Вступление России в ВТО, которое ЕС теперь уже увязывает с ратификацией Москвой Киотского протокола о выбросах вредных газов в атмосферу, оказалось более трудной темой для обсуждения."Необходимо, чтобы Киотский протокол стал реальностью, но, конечно, без ущемления возможностей экономического роста", - заявил Проди. По его словам, ратификация протокола позволит России диверсифицировать свою экономику и сделать ее менее зависимой от состояния нефтяного рынка.
ЕС пытается завлечь Россию в договор возможностью продавать свою квоту на опасные выбросы другим странам. В самой России многие полагают, что торговля квотами не принесет желаемых дивидендов из-за того, что договор отказались ратифицировать США - главный загрязнитель воздуха в мире. Москва опасается, что договор, наоборот, затормозит экономический рост, который неизбежно приведет к превышению квоты.
Проди заявил о том, что спор о ценах на энергоносители остается также в повестке дня. ЕС добивается того, чтобы Россия повысила цены на газ и нефть на внутреннем рынке. Это второе или даже первое важнейшее условие вступления нашей страны в ВТО.
В ходе московских переговоров Романо Проди также заявил о возможности заключения соглашения о постепенном переходе к безвизовому режиму между Россией и ЕС.
"Мы должны продвигаться в решении этого вопроса. Однако проблема - весьма деликатная, она затрагивает интересы различных стран. Решение по ней может быть принято на условиях консенсуса всех европейских стран", - заявил Проди.
Такой консенсус будет достичь непросто, так как многие западноевропейские страны опасаются притока нелегальных иммигрантов и криминальных элементов в случае открытия границ.
Но Россия может надеяться на поддержку стран южной и восточной Европы, для которых возможные дивиденды от туризма и приграничной торговли перевешивают эти опасения.
Переговоры между Россией и ЕС в основном сфокусированы на экономических вопросах. Каждая из сторон стремится как можно больше приобрести и как можно меньше потерять в ходе изменений, которые происходят в Европе и в мире.
Еврокомиссары в основном приняли российские предложения по уровню импортных ставок на иномарки, самолеты и алкоголь. Российские переговорщики предложили компромисс: максимальная ставка на иномарки будет снижена с первоначальных 35 до 20 процентов, зато российские предложения по минимальным ставкам на иностранные самолеты (не менее 10 процентов) остаются в силе. Высокие импортные пошлины на алкоголь и определенную часть молочной продукции также предложено оставить в силе. Вернее, российская сторона все же немного снизила свои требования - за литр алкоголя на таможне предполагается взимать 1,5 евро, а не 2 евро.