28.04.2004 05:04
Общество

Почем капля крови?

Чтобы спасти больного, сдавать ее приходится врачам
Текст:  Светлана Кузнецова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3466)
Читать на сайте RG.RU

-Для дальнейшего лечения нужна кровь,- сказал нам врач. - И чем больше, тем лучше.

Доктор пояснил: родным нужно собрать максимально возможное число доноров, пойти на станцию переливания и сдать кровь на имя больной. После этого нам выдадут справку, сколько крови сдано. Ее нужно принести в отделение. Таковы теперь правила.

У меня отлегло от сердца - да приведем доноров сколько угодно. Кто же откажет в таком деле, тем более для ребенка? Только дня через три я поняла, насколько была наивна в своих предположениях.

На наши просьбы сдать кровь для пострадавшего ребенка многие разводили руками - дескать, и рады бы, да здоровье не позволяет. Другие громко сочувствовали, но на этом дело и заканчивалось. В результате я принесла в отделение справку о сдаче крови от двух человек, одним из которых была я сама.

- Для того чтобы полностью обеспечить наши больницы необходимым количеством крови, нужно 130-140 тысяч доноров в год,- говорит главврач областной станции переливания крови Юрий Шкуропатов. - В 2003 году их было чуть больше 46 тысяч. Сравните: в 2001 году - 63,5 тысячи, в 2002-м - 53,7.

Количество доноров уменьшается ежегодно, причем эта динамика пропорциональна финансированию станции. Точнее ее недофинансированию: в 2001 году она получила из бюджета 20 млн. рублей, в 2002-м - 18, в 2003-м - 16,6 миллиона. Столько же запланировано и на этот год, хотя требуется 35-40 миллионов. Основная часть средств идет на "технические" расходы: кровь нужно перерабатывать, хранить. Кроме того, добровольных доноров станция обязана кормить. На 2004 год, к примеру, на каждого выделено по 90 рублей. Помогают некоторые районные администрации, добавляя из своего бюджета рублей по 30 на донора - так поступают, например, в Беляевском, Илекском районах.

...19-летний Сергей живет за счет донорской крови. У него заболевание, при котором костный мозг не вырабатывает эритроциты - важнейшие кровеносные тела. Периодически у него резко ухудшается состояние, и тогда его срочно доставляют в больницу для очередного переливания. Когда в последний раз Сергея привезли, нужной группы крови не оказалось. Примерно в те же дни в областную больницу поступило сообщение, что в роддоме для молодой женщины срочно нужна кровь. Такие экстренные случаи бывают не часто, но заканчиваются всегда благополучно - кровь сдают сами врачи. Хирург Алексей Желудков, чья кровь тогда спасла роженицу, его коллеги Владимир Киргетов, Владимир Глебов, медсестра Наталья Петрищева много лет являются кадровыми донорами и спасли уже не одну жизнь. Впрочем, как и основная часть медперсонала областной, да и большинства других больниц.

- Той крови, что мы заказываем планово, не хватает,- говорит врач-трансфузиолог областной больницы Светлана Ярных. - Но случаев, когда из-за нехватки крови в больнице потеряли бы человека, не было.

Существует огромное количество всевозможных кровезаменителей, и в иных случаях только их наличие спасает человеку жизнь. Например, совсем недавно в больницу поступил мужчина с четвертой группой крови, отрицательный резус. Это редчайшая группа, и быстро найти необходимое число доноров удается очень редко. Переливание больному вместо крови препарата перфторан помогло продержаться ему до появления эритроцитарной массы.

Но литр искусственной крови стоит более 8 тысяч рублей, потому и применяется она в редких, особо сложных случаях. Препараты, изготовленные из донорской крови, дешевле, но ее-то как раз и не хватает.

Юрий Шкуропатов видит выход в новой системе взаимоотношений между станциями переливания и больницами. Последние должны покупать кровь. Через фонд ОМС или как-то еще, но за кровь нужно рассчитываться деньгами. Тогда у сотрудников станции появятся деньги для привлечения большего количества доноров. Разумеется, заказанный больницами материал будет выдаваться независимо от сроков оплаты. Главное - станции переливания будут знать: рано или поздно деньги им поступят. Такая система уже работает в Самаре и Челябинске. И на днях специалисты Оренбургской областной станции переливания крови выезжают в один из этих городов для обмена опытом.

Светлана Ярных к подобной системе относится настороженно. Хотя и нынешняя, договорная, по большому счету не может все устроить. Ведь медики, по существу, работают "с колес": поступающая кровь и препараты, изготовленные на ее основе, почти сразу же расходуются. Врачи видят выход в другом: сейчас активно разрабатывается метод аутогемотрансфузии, который предусматривает переливание больному его собственной крови. К примеру, если человеку предстоит плановая операция, то врачи могут заблаговременно взять у него кровь, чтобы потом ему же влить. В областной больнице такой метод уже применяется, хотя редко. В первую очередь потому, что опять же очень дороги расходные материалы. Кроме того, нет необходимого для хранения крови низкотемпературного холодильника. Пытаются в областной больнице попробовать и еще один кровесберегающий метод - рейнфузию. При нем пациенту переливается его же кровь, скопившаяся во время операции в брюшной полости. Для этого больница закупает сейчас оборудование. Но даже при наличии последнего эти методы хороши, если у пациента достаточно своей крови. Понятно, что при экстренных операциях, а тем более в травматологии это не подходит.

...Больше всего я боялась, что племяннице вольют не столько крови, сколько нужно, а то количество, что мы сдали. К счастью, пока такого не бывает - пациент получает столько переливаний, сколько необходимо. Но это пока...

Здоровье Оренбургская область Оренбург Средняя Волга