28.04.2004 02:35
Общество

Век Сальвадора Дали

Сальвадор Дали в ГМИИ им.Пушкина
Текст:  Юлия Малахова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3466)
Читать на сайте RG.RU

Дали остается самым противоречивым художником минувшего века: провокатор и ниспровергатель традиций, он как никто другой трепетно изучал техники предшественников в искусстве. Конечно, офорты Дали невозможно сравнивать ни с потрясающими своим драматизмом и техникой офортами Рембрандта, ни с наполненной сарказмом и политикой графикой Гойи или вдохновенно-возвышенными работами Дюрера. Каждый из этих гениев внес в офорт что-то новое. От Дали мы получили урок: даже столь мучительную, кропотливую технику можно приручить, обмануть и заставить поверить зрителя, что рисунок сделан как бы росчерком пера. Не видно ни часов страданий над шлифованием металлической доски, ни колдовства над лаками, бумагой и кислотой. Самая сложная из графических техник - офорт - у Дали, как и положено мистификатору, выглядит по-детски легко и задорно.

Конечно, он сделал еще одну обманку: вместо сложнейших наслоений цвета, когда мастер обязан на каждую краску для будущей картины прорисовывать, травить очередную металлическую доску, вообще где-то обошелся без столь сложной и нудной процедуры. Дали просто раскрасил акварелью фрагменты гравюр. Вот вам и новые технологии.

Чародей и маг, он странным образом в своих офортах игнорирует столь любимый им сверхточный, почти анатомический анализ строения тела и движения подсознательного. Его офорты - это лишь грезы. Неуловимые намеки на происходящее глубоко внутри необъятной вселенной по имени Человек.

Коллекция офортов в ГМИИ им. Пушкина была подарена музею знаменитым собирателем сюрреалистов и дадаистов Пьером Аржиле еще в 1989 году. В коллекцию вошли 60 графических листов, созданных Дали в течение сорока лет. Выставка будет открыта до 6 июня.

Образ жизни Арт