28.04.2004 00:10
Культура

Телеэфир - 28 апреля

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3466)
Читать на сайте RG.RU

"Застава Ильича" **** (НТВ, 12.30). Лучший фильм Марлена Хуциева с трагической судьбой и двумя названиями. Это были годы, когда всесильный Никита Хрущев нападал на творческую интеллигенцию, абстракционистов бранил "пидарасами", скульптору Эрнсту Неизвестному советовал уехать на Запад, а картину Хуциева считал искажением образа молодого современника. В ней юный герой встречается с собственным отцом, погибшим на войне. Отец оказывается ровесником сына и не может ответить на его вопрос: как жить? Потому что и сам еще не жил. Хрущева это особенно возмутило: как так, отец - и не может помочь сыну определиться?!! Короче, картину едва не зарубили. Потом все же выпустили: в 1962-м фильм вышел на экран под именем "Мне двадцать лет" и с большими купюрами. Сегодня его можно посмотреть полностью, и это великий фильм, отразивший свое время как никакое другое творение искусства. Документальный эпизод в Политехническом, где читают свои стихи молодые Вознесенский, Евтушенко и Ахмадулина, теперь кажется невероятным: неужели так было, неужели вся страна жила поэзией и словно не замечала окружающего духовного гнета? А может, это мы сегодня снова слепы, полагая, что прежде был один только культ и застой? Ответы содержатся в фильме, а он не врет.

"Дракула. Мертвый и довольный" (Dracula: Dead and Loving It) *** (REN TV, 20.00). Картина Мела Брукса, а у него, на мой вкус, даже неудачи интересны. Он замечательный комик и комедийный режиссер, чей юмор всегда грубоват, но точен и неотразимо смешон. Его стезя - пародия, его пародийные версии "Вертиго" Хичкока ("Страх высоты"), "Звездных войн" ("Космические яйца") или легенды о Франкенштейне ("Молодой Франкенштейн") - классика жанра. В 1995-м он сделал пародию на многочисленные фильмы о Дракуле, графе-кровопийце, прежде всего имея в виду "Дракулу Брэма Стокера" Копполы, и эта его лента считается неудачной. Действительно, он так старательно пересказывает знакомый сюжет, что временно забывает о юморе. Но задача, которую он имеет в виду: показать несчастную судьбину вампиров, вынужденных не спать ночами и питаться одним и тем же гастрономическим шедевром - кровью невинных жертв, - уже смешна. В роли Дракулы Лесли Нильсен, профессора Ван Хельсинга - сам Мел Брукс. Есть также великая Энн Банкрофт в маленькой и безымянной, но прелестной роли.

"Гойя, или Тяжкий путь познания" *** ("Культура", 19.50). В самую глухую пору застоя (1971) советская интеллигенция жадно читала Лиона Фейхтвангера - одного из немногих западных авторов, которых у нас считали "прогрессивными", то есть пригодными для употребления в СССР. Читали его во всем социалистическом лагере, поэтому экранизация его романа об авторе бессмертных "капричос" Франсиско Гойе стал плодом усилий кинематографистов СССР, ГДР, Болгарии, Югославии и Польши. Поставил картину немецкий режиссер Конрад Вольф, снимались русские актеры Людмила Чурсина и Михаил Козаков, грузины Верико Анджапаридзе и Ариадна Шенгелая, болгарка Оливера Катарина, чех Мечислав Войт. Фильм показывается в рамках ретроспективы, посвященной 80-летию замечательного литовского актера Донатаса Баниониса. Он и сыграл Гойю. Юбилей у него сегодня, и все его поклонники будут у экранов вместе с ним.

Звездочки означают: **** - шедевр, *** - не пропустите, ** - если нечего делать, * - лучше погулять.

Кино и ТВ ТВ и сериалы