30.04.2004 04:45
Власть

Чем провинился Пойканс?

Молодой латышский дипломат мог неспроста ездить в Псков
Текст:  Тимофей Борисов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3469)
Читать на сайте RG.RU
Вчера стало известно о том, что Россия высылает из страны высокопоставленного дипломата Латвии. Примерно в двенадцать часов дня в мидовскую высотку на Смоленской площади был приглашен посол Латвийской Республики в Москве Норман Пенке. Ему было заявлено, что за деятельность, несовместимую со статусом дипломата и наносящую ущерб интересам Российской Федерации, объявляется персоной нон-грата первый секретарь посольства Латвии. Более о выдворяемом ничего официально заявлено не было, не было сообщено даже его имя, известно только, что он в двухдневный срок должен покинуть Российскую Федерацию.

Тем не менее редакции "РГ" удалось узнать, что речь идет о двадцатидевятилетнем дипломате Юрисе Пойкансе. Так чем же мог насолить России молодой латышский дипломат, который не проработал в должности первого секретаря посольства и года, что он там за год мог нашпионить?

В официальном объяснении причин прозвучал стандартный набор мидовских фраз о несовместимости его реальной деятельности занимаемой должности. Что скрывается за этой формулировкой, обычно не объясняется, но тем интереснее этот факт, который свидетельствует о том, что обострение двусторонних отношений вышло на новый виток.

Мы провели собственное исследование. По нашей информации, Пойканс по своему официальному статусу должен был заниматься вопросами экономического сотрудничества. Правда, если говорить об этой стезе, то здесь он особо не преуспел. За всю свою недолгую работу, по крайней мере из того, что нам известно, он первым делом посетил Псковскую область. Не замеченный в экономическом прорыве, российский регион мог заинтересовать дипломата, конечно, чем угодно, но, как известно, привлечение капиталов и обещания денег - начало влияния. А граничащая с Прибалтикой область безусловно интересна нашим соседям. Только в каком плане?

Если сопоставить недавние весьма резкие официальные заявления российского МИДа в отношении выступлений националистов в Латвии, то дело может принимать весьма интересный поворот, хотя это тогда и ускользнуло от взгляда широкой общественности.

Дело в том, что в конце прошлого года МИД России осудил акцию бывших эсэсовцев в Латвии. То, что национализм и неофашизм в этой республике не то что поднимает голову, а уже ее высоко поднял, давно не секрет. Еще в 2000 году латышский суд пожалел девять членов националистической организации "Перконкрустс" (Громовой крест), которые обвинялись вплоть до совершения террористических актов. Воодушевленная первыми победами, в последнее время в Латвии оперилась и националистическая организация "Намес". Один из ее руководителей Александр Калванс, являющийся по совместительству и вице-президентом объединения гитлеровских ветеранов "Даугавас ванаги" (Ястребы Даугавы), уже совершенно открыто заявляет, что "недовольные своей жизнью в Латвии русские и евреи должны возвратиться на свою историческую родину". А в 2001 году бывший лидер ультраправого "Народного движения Латвии" Иоахим Зигерист собрался открыть музей вермахта и посадить 600 деревьев наподобие мемориала жертвам Холокоста в Израиле только в память тех, кто этот Холокост устроил, то есть фашистам.

В конце концов националистическая безнаказанность в Латвии достигла таких пределов, что месяц назад столичный суд разрешил проведение демонстрации в память о латышских легионерах "Ваффен СС". В результате в Риге и ряде других городов совершенно легально с полного одобрения латышских властей неофашисты из "Клубс 415" отпраздновали шестидесятую годовщину кровопролитных боев латышского легиона СС с Красной Армией на реке Великая в районе Опочки... Псковской области. Интересно, что вместе с "вечно вчерашними" на кладбище в Лестене пришли и депутаты парламента Латвии, в том числе от входящей в правительство "Народной партии".

Могла ли эта акция стать последней каплей российского терпения, неизвестно. Но сейчас достоянием широкой общественности стали малоизвестные факты, свидетельствующие о том, что после гитлеровской оккупации Прибалтики всерьез обсуждались планы создания Великой Латвии, в пределы которой включались Новгородская и Псковская области. Для осуществления этого плана прибалтийские эсэсовцы на этих российских территориях осуществляли массовые этнические чистки, истребляя подчистую все русскоязычное население, особенно этнических русских и евреев. Точной статистики истребления русских в Латвии никто не вел, но, если брать евреев, то за годы войны на территории Латвии их было уничтожено 97 тысяч. Вряд ли жертвы русских, погибших от рук латышских фашистов, были меньшими. Раскопки в Псковской области братских могил еще ждут своего часа, если, конечно, к тому времени коричневая зараза при поддержке некоторых сил не распространится и на этот регион. А то, что в этой земле скрыты многие тайны прошлого, информация стопроцентная.

Могла ли возрождающаяся активность латвийских дипломатов в приграничных российских областях привлечь внимание российских контрразведчиков? Исходя из вышеперечисленных фактов можно дать однозначный ответ. Тем более что выдворенный вчера Юрис Пойканс, по некоторым данным, не раз проявлял интерес к контактам с отдельными российскими неформальными организациями. По крайней мере такие московские группировки, как "Кровь и честь" и "Объединенные бригады - 88", открыто поддерживают шествия бывших эсэсовцев в Риге.

Внешняя политика Латвия МИД