На самом деле Россия так толком и не знает, что изменится как в большой экономике, так и в жизни "маленьких людей" после 1 мая. Причина - переговоры с ЕС начались слишком поздно, всего несколько месяцев назад, и мы успели очертить только самые примерные контуры наших будущих отношений. Очень многое будет выверяться по ходу дела. Но кое о чем можно сказать с уверенностью уже сейчас.
Мы покупаем довольно много товаров, сделанных в десяти странах, присоединившихся теперь к ЕС. Подорожают ли они? Скорее всего, нет, хотя особо просвещенные торговцы могут поднять цены сами, кивая на расширение ЕС. Таможенные поборы на границе вырастут не столь существенно (где-то на процент с небольшим), чтобы разница в цене не потонула бы в торговой накрутке.
Хуже с перспективами поесть огурцов непосредственно в Венгрии. Начнем с виз. Визы у новой "десятки" будут теперь шенгенскими. Стало быть, получить их будет сложнее и дороже.
Однако страны будут переходить в Шенгенский режим постепенно. Это плохо и хорошо. Хорошо тем, что пока, где-то до 2007 года, купить национальную литовскую визу, например, будет проще, чем шенгенскую. Плохо тем, что, купив такую визу страны - члена ЕС, вы с ней, скажем, в Польшу или Германию не поедете. После 2007 года - пожалуйста. Тем более что Россия начала переговоры с ЕС о безвизовом режиме. Когда они закончатся, чем и закончатся ли вообще, не очень понятно. Но будем надеяться, что как раз к 2007 году (это, кстати, и год энергетической интеграции России и ЕС) виз, может быть, не будет вообще.
Второй негатив - самолеты, которые у нас в России слишком шумят. Отныне новые страны ЕС не будут пускать к себе российские самолеты с такой легкостью, как раньше, поскольку шумовой порог, принятый в Евросоюзе, распространился и на них. И нам с той же Венгрией придется договариваться, что в туристический сезон она примет столько-то чартеров, и не больше, а рейсовых вообще ни-ни. Отсюда - напряженка в кассах и поборы в офисах турагентов.
Но в итоге ведь летаем же в Париж и в Мадрид - полетим на Балатон, никуда не денемся.
Несколько туже придется и автомобилистам, но не сразу, а когда ЕС распространит на новую "десятку" свои экологические требования к авто. Многие наши машины, особенно не очень новые, да и подержанные иномарки, этих требований не выдержат. Автор, однако, питает слабую надежду, что народ на битых "Жигулях" в Варшаву не ездит, да и вообще чадить - нехорошо, так что приспосабливайтесь, ребята.
Особый разговор о тех наших согражданах, которые обитают в местах непосредственного контакта границы ЕС и России. Не мне рассказывать этим счастливчикам, что значит для них приграничная торговля. Успокоим закручинившихся: ЕС выделяет колоссальные деньги на развитие приграничных контактов для того, чтобы люди даже и по нашу сторону границы жили хорошо, в Европу не убегали, и не создавали бы ей криминальных проблем. Программ много, тут и обустройство границы, и работа с молодежью (в плане подработать на каникулах за кордоном), и даже обучение языкам. Когда все это станет реальностью, зависит от наших высоких мужей, но станет, деньги-то дают.
Вот, пожалуй, весь список того, что изменится в жизни простого человека после расширения ЕС. У политиков и крупных бизнесменов головных болей больше, но на то они и высоко сидят, чтобы от широких горизонтов голова кружилась. А нам с вами Европа вблизи ничем уж таким не угрожает.