Но вчера оперативникам и экспертам прежде всего надо было ответить на два важных вопроса: о времени закладки взрывного устройства и способе приведения его в действие. И ни на один из этих вопросов вчера не было дано однозначного ответа.
Известно только то, что самодельная бомба состояла из трех устройств. Два 155-миллиметровых фугаса и пластиковая бутылка со взрывчаткой. Мощность взрыва, по предварительным оценкам, составила полтора килограмма в тротиловом эквиваленте. Взорвался только один фугас. Как сказали нам представители ФСБ, это обычная история. Система управления вторым фугасом, как правило, бывает разрушена последствиями первого взрыва. Пластиковая бутылка была снабжена часовым механизмом, заведенным на 12 часов 02 минуты, так что ее удалось обезвредить до этого срока. Каким инициирующим устройством были снабжены фугасы, пока неясно. Эксперты на месте происшествия обнаружили как провода, так и остатки часового механизма.
Но, как теперь выясняется, теракт вряд ли был целевым покушением на Ахмата Кадырова. В этот день президент Чечни должен был принимать парад 201-й бригады в аэропорту "Северный". На стадион "Динамо" он приехал, не предупредив даже собственного сына и руководство УФСБ по Чечне.
Как заявил вчера замгенпрокурора по Южному федеральному округу Сергей Фридинский, "теракт готовился независимо от того, кто был на трибуне. И мы представляем себе, что в любом случае рано или поздно этот взрыв состоялся бы, потому что взрывное устройство, как показывают первые данные, было заложено задолго до приближения мероприятий, касающихся Дня Победы. И просто совпали события и присутствие должностных лиц на трибуне с тем, что представилась возможность их подорвать".
Пока это единственная официальная версия случившегося. Тем не менее открытым остается вопрос о том, кто может стоять за этим преступлением. Понятно, что первой на ум приходит личность Басаева. Тем более что он уже неоднократно покушался на жизнь президента Чечни. В общей сложности Кадыров пережил 13 покушений, но самым серьезным и хорошо подготовленным должен был стать теракт с использованием загримированного под старика смертника. Сотрудники УФСБ по Чечне еще год назад располагали стопроцентной информацией, что для покушения на Кадырова будут использованы три смертника.
Две молодые женщины-камикадзе должны были сыграть отвлекающую роль, а переодетый под уважаемого аксакала смертник при первой неразберихе должен был сблизиться в Кадыровым и взорваться. Благодаря предпринятым усилиям этот план чекистам удалось сорвать.
Но со временем служба безопасности Кадырова стала все чаще игнорировать представителей спецслужб и регионального оперативного штаба. На самом высоком уровне Кадыров стал высказывать мысли о передаче управления контртеррористическими операциями в Чечне республиканскому МВД.
Чеченские чиновники всерьез полагали, что их правоохранительные органы настолько окрепли, а угроза от бандформирований в Чечне настолько снизилась, что им по силам координировать взаимодействие нескольких федеральных силовых ведомств. События на стадионе "Динамо", как ни горько об этом писать, показали, насколько иллюзорным было это убеждение.
Сейчас выясняется, что осмотр стадиона на наличие взрывчатки и его заблаговременную охрану осуществляли сами чеченцы. А ведь спецслужбы еще до проведения торжеств настоятельно рекомендовали отказаться от проведения в республике массовых мероприятий. Риск терактов, по их оперативной информации, был слишком велик, тем более что статистика подрывов именно на этом стадионе весьма плачевная. Еще в 2002 году, когда ветеранам Великой Отечественной войны там вручали 40 новеньких автомобилей "Ока", боевики обстреляли стадион из подствольных гранатометов. Но тогда несколько колец кадыровской охраны не позволили террористам приблизиться к стадиону, и гранаты лишь повредили ограждение стадиона с внешней стороны. В 2003 году, ровно год назад, на 9 Мая бандиты заложили фугас в куче мусора прямо на стадионе. В результате взрыва погиб один человек.
Понятно, что Кадыров очень желал своему народу спокойных праздников, чтобы в этот святой для ветеранов день они почувствовали себя нужными и незабытыми. Судя по всему, именно поэтому он внезапно изменил намечавшиеся планы и вместо парада войск поехал на стадион, чтобы встретить этот день вместе с ветеранами.
Центризбирком
Председатель ЦИК РФ Александр Вешняков сообщил, что досрочные выборы президента Чечни должны состояться не позднее первого воскресенья сентября 2004 года.
Конституция Чечни предусматривает, что решение о выборах президента Чечни принимает парламент республики. Однако парламент Чечни до сих пор не сформирован, и поэтому выборы в качестве "запасного выбора" должен назначить республиканский избирком.
Вешняков отметил, что с момента принятия решения о проведении выборов до самого их проведения должно пройти не менее 80 дней. "Первые выборы парламента должен назначить президент России", - сказал он. Говоря о возможности совмещения досрочных выборов президента республики и депутатов парламента Чечни, Вешняков отметил, что "теоретически это возможно, но необходимо все взвесить - готовы ли в республике к одновременному проведению выборов".