Укусить за 10 млрд. долларов
Если же спуститься с небес на землю, то произошло вот что. Думе предложен законопроект о внесении изменений в Закон "О Счетной палате РФ". Авторы документа - лидеры четырех внутрифракционных групп "Единой России" Олег Морозов, Владимир Катренко, Владимир Пехтин, Вячеслав Володин и независимый депутат Николай Гончар. Они предлагают, чтобы кандидатуры председателя СП и его заместителя представлял законодателям президент. А кандидатуры аудиторов - вновь избранный председатель. По нынешнему закону эти должностные лица, составляющие Коллегию Счетной палаты, выдвигаются и назначаются парламентом. Его нижняя палата, Госдума, избирает председателя и шесть аудиторов. Соответственно Совет Федерации - заместителя и еще шесть аудиторов. Таким образом, единственная, но весьма существенная новелла предложенного законопроекта - повышение уровня выдвижения на должность кандидатур главы палаты и его заместителя: с парламентского до президентского. При том, что оба должностных лица, как и аудиторы, остаются вне подчинения главе государства. Ибо назначаются не им, а парламентом. Но при участии в этом процессе президента их статус, естественно, повышается.
О пользе такой метаморфозы говорит зарубежный опыт. Скажем, в США, ФРГ, Ирландии, Республике Чехия кандидатура руководителя высшего органа государственного финансового контроля тоже представляется законодателям главой государства. И все. После этого контрольное ведомство творит без оглядки на авторитеты, да и на того же главу государства. Например, Генеральное контрольное управление США весной этого года установило, что более 60 процентов американских корпораций в 1996-2000 годах вообще не платили федеральные налоги. В числе этих "плохишей" - компании, близкие к первым лицам государства. Да что там бизнес! Американский Цербер вцепился и во внешнюю политику. В начале года ГКУ обвинило администрацию в проведении "неэффективной финансовой политики" в связи с иракской операцией США, а чуть позже выявило "исчезновение" 10 млрд. долларов в рамках осуществления в Ираке программы "Нефть в обмен на продовольствие".
"Слабое звено"
Авторы законопроекта не подтверждают, но и не отрицают предположения о том, что их инициатива связана с нынешней административной реформой. Но поскольку четверо из них принадлежат к "Единой России", это предположение не лишено оснований. Не исключено, что в рамках реформы задуманы и изменения системы государственного финансового контроля.
Сегодня, когда "к нам едет ревизор", это еще вопрос, откуда он. Чаще всего им оказывается представитель так называемого "внутреннего" (ведомственного) финансового контроля - сотрудник соответствующего подразделения минфина или иного органа исполнительной власти. В рамках своей организации он проверяет нижестоящие звенья, но в силу природы человеческой он не всегда рискует заявить вышестоящему начальнику, как в действительности обстоят дела. В результате использование бюджетных средств зачастую проследить достаточно трудно - большинство контрольных органов входят в состав исполнительной власти, а значит, и отчитываются только перед ней. И даже создаваемые ныне службы, призванные контролировать в том числе и финансовую деятельность своих министерств, все же не отменяют принцип сохранения "внутреннего" контроля.
Внешний контроль осуществляется единственным в стране органом - Счетной палатой. Преимущество такого рода контроля в том, что он независим от лиц и организаций, распоряжающихся государственными средствами.
Источник финансирования всех контрольных органов, включая Счетную палату, - федеральный бюджет. В 2002 году 55 органов контроля и надзора получили 27 млрд. рублей. В два раза меньше государство потратило в минувшем году на культуру и искусство. Ясно, что вывод ведомственных контролеров, включая, возможно, и создаваемые службы, из министерств способствовал бы борьбе со злоупотреблениями. Но пока такой шаг был бы, наверное, излишне революционен. Не потому ли депутаты хотят усилить по крайней мере орган внешнего финансового контроля - Счетную палату, если нельзя пока радикально видоизменить "слабое звено" - ведомственный контроль?
Усекновение во благо?
Однако аналитики предполагают, что этот законопроект будет пробивать себе дорогу в свет, испытывая серьезное сопротивление. И главным образом из-за новой системы избрания аудиторов. Финансово-промышленные круги России в последние годы предпринимали попытки "продавливать" в аудиторский корпус своих людей. "Свой человечек" во главе проверки - это ли не возможность законсервировать положение, при котором олигархи недоплачивали в бюджет миллиарды рублей налогов? Теперь, как предлагается, кандидатуры аудиторов должен представлять председатель Счетной палаты. Здесь все настолько прозрачно, что "своему человечку" проскочить будет весьма затруднительно. К тому же последнее слово, как и прежде, остается за парламентом.
И еще. Затянувшаяся процедура заполнения ныне двух вакантных аудиторских должностей, как рассказывают в СП, блокирует работу Счетной палаты на ряде важных направлений. Нельзя исключать, что это тоже следствие усилий тех, кто представляет "групповые интересы". Вообще говоря, в Конституции России предписывается лишь образование Счетной палаты, но не оговаривается число аудиторов. Сейчас их двенадцать. Между тем в компетентных кругах - причем вовсе не в Счетной палате - не исключают, что сокращение числа аудиторов упростило бы и ускорило процесс их избрания. А в более широком плане - соответствовало бы проводимой сейчас реформе государственного аппарата. Кстати, в этих же кругах отмечают, что предстоящее изменение системы бюджетной классификации, то есть "сжатие" количества бюджетных назначений и кодов, могло бы послужить поводом и для соответствующего сокращения числа аудиторов. Как говорится, маленькая бородавка, а казне прибавка. Возможно, именно так люди оценили бы усекновение нескольких голов многоглавого Цербера. Еще бдительнее стал бы. Ибо усиление функций демократического государства по контролю над расходованием средств налогоплательщиков лишь повысит доверие граждан к власти.