12.05.2004 01:58
Экономика

Россия утоляет жажду

На российском рынке наблюдается изобилие минеральных вод на разные вкусы и кошельки
Текст:  Алексей Балиев
Российская Бизнес-газета - : №0 (458)
Читать на сайте RG.RU

Обобщающей официальной статистики по упомянутым товарам нет с середины 1990-х годов. По данным исследовательских институтов (в частности, Института исследований товаропродвижения и конъюнктуры оптового рынка), доля северокавказских минвод ныне превышает 55 процентов; грузинских - почти четверть. Продукция, из областей центральной России достигает 12 процентов и, по большинству прогнозов, увеличится в ближайшие годы до 15-17 процентов. Основные преимущества "ближних" минвод - сравнительная дешевизна (они, например, на 30-35 процентов дешевле в сравнении с северокавказскими и минимум наполовину дешевле по сравнению с грузинскими и армянскими минводами). По своим целебным же свойствам "центральнороссийские" воды практически не уступают известным кавказским маркам. В ближайшее время намечено освоить крупные - известные аж с XV-XVI веков, но по сей день невостребованные "массовым" потребителем - высокоцелебные минеральные источники Нижней Волги (Эльтон, Баскунчак, Тинаки), Адыгеи, Тывы, Карелии, Калмыкии, но существенным ограничителем здесь может стать опять-таки расстояние и стало быть высокая цена доставки в главные районы потребления.

Высокий уровень потребления минвод обусловлен, во-первых, их целебными свойствами (востребованными в связи с растущим уровнем заболеваемости населения соответствующими недугами), а во-вторых - возросшим доверием потребителей к отечественной, точнее, давно апробированной продукции. То же относится и к воде из Грузии: в последние годы российские компании активно помогают соседям восстанавливать мощности, модернизировать действующие, осваивать новые источники. В частности, с помощью России в Грузии недавно восстановили производство воды в Набеглави. Растет производство минвод и в Армении, тоже с помощью России, аналогичные проекты реализуются в Азербайджане. По своим целебным свойствам закавказские минводы практически идентичны российским, но средняя розничная цена первых в среднем на 35 процентов дороже аналогов в РФ. Грузия с Арменией и Азербайджаном пока не участвуют в зоне свободной торговли СНГ, поэтому занижение ими своих расценок будет справедливо квалифицироваться как демпинг.

Между тем сравнительная дороговизна закавказской продукции сподвигла "умельцев" на подделки этих товаров. С одной стороны - это косвенная реклама закавказских марок на обширном российским рынке (что немаловажно в связи с тем, что закавказские минводы в дальнем зарубежье, как правило, облагаются высокими пошлинами или квотами). С другой - подлинные изделия рискуют оказаться невостребованными в РФ опять-таки из-за высоких цен. Да и "потребительские клише" весьма устойчивые: дескать, я давно покупаю конкретный товар по низкой цене, а мне впаривают то же, но сверхдорогое.

Так или иначе, по экспертным данным, доля фальсификата закавказских минвод на отечественном рынке ныне превышает 40 процентов, российские марки подделываются меньше - примерно 20 процентов (от общего сбыта поддельных минвод в РФ). Основные стимулы такой "географии подделок" - высокие цены.

По имеющейся информации, на современном российском рынке минеральных вод доля поддельных товаров под новыми названиями почти достигает 1/3.

Что касается продукции из дальнего зарубежья - ее доля на российском рынке ныне составляет около 15 процентов - это воды в основном из Франции, до 80 процентов которых реализуется в РФ через специализированные или медицинские сбытовые структуры. По своим целебным свойствам французские воды близки к закавказским и многим северокавказским маркам (что обусловлено природно-геологической схожестью регионов происхождения этих вод). Но воды с Кавказа в среднем в полтора раза дешевле французских аналогов, поэтому по темпам сбыта импорт занимает последнее место, и не первый год. Правда, эта продукция производится и поставляется в рамках одной компании ("совмещающей" изготовление со сбытом), поэтому подделки здесь едва ли возможны.

Согласно экспертным прогнозам, планируется широкая реклама в России минвод из Скандинавии и Восточной Европы, что указывает на намерение тамошних производителей потеснить "французскую монополию" в российском импорте минвод.

Товары и цены