По данным на момент подписания этого номера газеты, ИНК (И) завоевал в нижней палате парламента 224 из 543 мандатов, тогда как Национальный демократический альянс, ядро которого составляет Бхаратия джаната парти (БДП) - партия нынешнего премьера Атала Бихари Ваджпаи, - 190. ИНК (И) уже заявил, что готов выдвинуть на пост премьер-министра Соню Ганди, а Ваджпаи, по сообщению телеканала "Дурдаршан", намерен подать в отставку. Такая развязка, прямо скажем, не прогнозировалась. К слову, впервые в индийской истории для подсчета голосов были использованы электронные машины, установленные в 854 городах страны, хотя ЭВМ, разумеется, лишь зафиксировали, но и не предопредели произошедшую расстановку политических сил.
Всеобщие выборы в более чем одномиллиардной Индии обернулись в СМИ скромным отзвуком. А объясняется это, возможно, тем, что голосование не было одноразовым. Напротив, избирательный марафон растянулся почти на месяц - предыдущие этапы прошли 20, 22, 26 апреля и 5 мая, а заключительный - 10 мая. Это лишний раз подчеркивает тот факт, что выборы в Индии являются самым крупным демократическим актом в мире. Конституционное право голоса в этой стране имеют 675 миллионов человек. И эта численность, и удаленность районов, в сущности, и предопределяют необходимость проведения пяти туров голосования. Явка избирателей была в пределах 55 процентов.
Выборы прошли на пять месяцев раньше срока вследствие того, что правящая коалиция во главе с премьер-министром Ваджпаи решила воспользоваться благоприятным настроением электората. В ходе предвыборной кампании всемерно подчеркивались успехи нынешнего правительства. Достижения действительно есть, прежде всего в электронике, информационных технологиях, долгосрочном экономическом росте. Бесспорно, сыграли роль налаживание мирного диалога с Пакистаном, смягчение противоречий между мусульманами и индусами. Бхаратия джаната парти даже отказывалась от прежде практиковавшейся национальной риторики.
Основной соперник - Индийский национальный конгресс (И) - ИНК (И) - акцентировал внимание в предвыборной кампании на тяжелом положении беднейших слоев населения, особенно в деревне. И на этом фоне экономические успехи правящей коалиции, надо сказать, не выглядели столь впечатляющими.
Как нам, России, следует относиться к переменам на индийской политической сцене?
- Опасаться нечего, - сказала "РГ" ведущий индолог Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян. - Когда у власти был ИНК, отношения Индии с Советским Союзом были хорошими. При правящем альянсе российско-индийские отношения расширялись и углублялись, хотя Дели, разумеется, настороженно и ревностно следит за наметившимся сближением между Москвой и Исламабадом. На мой взгляд, любой, кто придет к власти в Дели, будет ратовать за упрочение отношений с Россией.