17.05.2004 02:50
Экономика

Турникеты против москвичей

Турникеты на входе в автобусы и трамваи бьют не только по "зайцу"
Текст:  Светлана Тыренко
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3477)
Читать на сайте RG.RU

Руководство Мосгортранса подсчитывает, какую прибыль получит предприятие за счет сокращения "зайцев" на общественном транспорте. Ну а москвичам, похоже, нужно готовиться к еще более жестоким пробкам на тех дорогах, по которым пройдут маршруты трамваев и троллейбусов, в которые можно войти лишь как в метро.

Напомню, что эксперимент по внедрению турникетов в городской транспорт начался три года назад в Зеленограде. Первые же итоги ошеломили транспортных чиновников. Вход в вагон трамвая или автобуса лишь через передние двери, да еще через перекладину, которая не откроется до тех пор, пока в прорезь не вставишь талончик, увеличил сборы за проезд сразу в полтора раза. Цифра впечатлила и правительство Москвы, на заседании которого эксперимент признали удачным. Но и выявившихся шероховатостей не обошли. Дело в том, что турникеты значительно усугубили и без того немалую людскую давку в не очень-то соблюдающих графики движения автобусах и трамвайных вагонах. Внедряя на московской земле новшество, подсмотренное на Западе, чиновники, видимо, проигнорировали одну весьма существенную деталь. Там "у них" на одном квадратном метре автобусной площади едут 2 пассажира, в Москве же - 5,7. Двое у дверей наверняка начнут уступать друг другу право войти первым, а вот ожидать этого от почти шестерых человек, да еще простоявших минут сорок на пронизывающем ветру, пожалуй, нереально.

Признав причиняемый пассажирам дискомфорт, правительство Москвы порекомендовало управлению транспорта и связи, превращенному недавно в департамент, пускать подвижной состав почаще. И лишь с учетом этого распространить зеленоградский эксперимент на весь город. Так "отурникеченные" маршруты появились на юго-западе, северо-востоке и в центре столицы. И вот теперь, как сообщил корреспонденту "РГ" заместитель главы Мосгортранса Александр Лебедев, решено оборудовать автоматизированной системой контроля еще полторы тысячи автобусов и трамваев.

- Перерыв почти в год объясняется тем, что отрабатывались новые схемы организации работы, - объяснил Лебедев. - Раньше мы покупали оборудование за свой счет и смотрели, как оно окупается. Оно оказалось достаточно рентабельным. Теперь берем большой кредит.

Желание Мосгортранса заставить кредитоспособного пассажира самого оплачивать свой проезд понятно, как и стремление учесть всех льготников, чтобы наконец начать рассчитываться за них с федеральным бюджетом. Вот только почему же эта инициатива выходит боком тому самому добропорядочному пассажиру?

- Это пытка, - рассказала корреспонденту "РГ" Марианна Королева, жительница Солнцева, каждый день добирающаяся на автобусе в час пик до метро и обратно. Пройдя через турникет, пассажир дальше вынужден локтями прокладывать путь вглубь салона. Затем его начинают толкать другие пассажиры, пробирающиеся к задней двери, чтобы выбраться из салона автобуса. Один раз у меня оторвали ремень от сумки, про оттоптанные ноги я даже не говорю. А если еще автобус встанет на остановке, пока водитель торгует талонами, то и на работу опоздаешь.

В Мосгортрансе считают, что от продажи билетов водителей надо освобождать, но пока что-то не получается. Хотя по программе развития общественного городского транспорта еще в прошлом году должны были появиться автоматы по продаже билетов, работающие круглосуточно. Но такой автомат стоит порядка двадцати тысяч долларов. Денег же нет. Правда, сейчас автоматы снова обещают поставить - вместе с новыми "турникетированными" маршрутами.

Но и в Зеленограде, где уже не осталось ни одного автобуса без турникета, а жители привыкли возить с собой запасные талончики или всегда иметь проездной, автобусы во время посадки пассажиров иногда тоже подолгу стоят на остановках.

- У кого-то заканчивается срок действия талона и он не проходит через валидатор, - объяснил водитель первого маршрута Борис, постеснявшийся представиться корреспонденту "РГ". - Начинаем разбираться, очередь задерживается. Конечно, кто-то талоны у меня покупает.

Есть еще одно важное обстоятельство, с которым нельзя не считаться, если Москва не хочет получить во время нового "отурникечивания" дополнительных пробок на своих магистралях. В Зеленограде, в Солнцеве и других новых районах в основном широкие улицы. В старых же хватает узких проездов с плотным движением, остановить которое намертво ничего не стоит. К примеру, предполагается, что турникетом будет оборудован 109-й автобус, который петляет по Филям. Он проходит и по Багратионовскому проезду, на котором располагается торговый центр Горбушка. Это проезд в две полосы - одна туда, одна обратно. Там и сейчас постоянные пробки. А если встанет еще автобус с турникетом, то его не объедешь ни с какой стороны. И таких улочек в Москве сотни. Впрочем, в Мосгортрансе про эти трудности отлично знают. Поэтому хочется верить, что все-таки не допустят, чтобы от "капканов", поставленных на "зайцев", пострадали все пассажиры столицы.

Общественный транспорт ЦФО Правительство Москвы