18.05.2004 05:49
Экономика

Порядок прохождения перерегистрации

Текст:  Сергей Дуканов (руководитель Департамента регистрации и учета юридических и физических лиц МНС РФ)
Российская Бизнес-газета - : №0 (459)
Читать на сайте RG.RU

С 1 января 2004 года министерство по налогам и сборам осуществляет функции государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и ведение единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Государственный реестр должен быть сформирован в полном объеме до 31 декабря 2004 года включительно. Для этого все ранее зарегистрированные предприниматели и главы крестьянских фермерских хозяйств должны подать в налоговые органы по месту своего жительства заявления по форме, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации.

После внесения изменений и дополнений Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не допускает возможности государственной регистрации предпринимателя на определенный срок, вся регистрация носит бессрочный характер. В связи с этим предприниматели, имеющие "срочную" регистрацию, должны знать следующие правила. Во-первых, наличие свидетельств, выданных до 2004 года, со сроком регистрации 2005 и последующие годы не освобождает от обязанности подать заявление о себе для внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Нарушение указанной обязанности влечет за собой прекращение предпринимательской деятельности с 1 января 2005 года. Исполнение обязанности, установленной законом, влечет за собой выдачу бессрочного свидетельства о внесении записи в реестр. Во-вторых, наличие свидетельств, выданных до 2004 года, со сроком регистрации 2004 год обязаны подать о себе заявление в налоговый орган до истечения срока регистрации. В противном случае гражданин утратит статус индивидуального предпринимателя.

Наряду с предпринимателями перерегистрацию проходят и крестьянские фермерские хозяйства (далее - КФХ). В настоящее время КФХ регистрируются по правилам, установленным для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Существует два вида КФХ: КФХ - юридические лица (были созданы до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть до 1 января 1995 года), и КФХ - не юридические лица, созданные после 1 января 1995 года. На основании статьи 23 Гражданского кодекса РФ главы таких КФХ приобретали статус индивидуальных предпринимателей с момента государственной регистрации КФХ. На основании Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" КФХ - юридические лица могут сохранить свой статус до 2010 года. В связи с указанными особенностями правового статуса КФХ в течение 2004 года должны пройти перерегистрацию только КФХ, не являющиеся юридическими лицами. Остальные КФХ должны будут привести свой статус в соответствие с законодательством до 2010 года.

В практической работе налоговых органов очень часто возникает вопрос: могут ли зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей граждане России, не имеющие регистрации по месту жительства. На этот вопрос дан однозначный ответ: да, могут, при этом регистрация будет осуществляться по месту временного пребывания гражданина.

Нужно ли проходить перерегистрацию тем предпринимателям, кто в 2004 году уже подавал в налоговый орган заявление о внесении изменений в сведения о себе? Ответ на этот вопрос однозначный: да, перерегистрацию пройти все равно необходимо.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" изменение паспортных данных или места жительства предпринимателя влечет необходимость внесения изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Сведения об указанных изменениях должны быть представлены в налоговый орган в трехдневный срок. Нарушение указанного срока влечет за собой привлечение предпринимателя к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в сумме 5000 рублей. Санкция за нарушение установлена частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протоколы об административных правонарушениях составляют налоговые органы. Предпринимателям не следует медлить с подачей заявления о внесении в реестр изменений о себе. Подача указанного заявления не сопровождается уплатой государственной пошлины.

Часто возникает вопрос: нужно ли проходить перерегистрацию тем предпринимателям, кто в 2004 году уже подавал в налоговый орган заявление о внесении изменений в сведения о себе? Ответ на этот вопрос однозначный: да, перерегистрацию пройти все равно необходимо. А прекращение предпринимательской деятельности на основании добровольного волеизъявления допускается и без прохождения процедуры перерегистрации. Для этого в налоговый орган достаточно будет представить только два документа: заявление о прекращении предпринимательской деятельности по форме, утвержденной постановлением правительства России, и документ об уплате государственной пошлины в размере 80 рублей.

И последний вопрос: как вновь созданным предпринимателям встать на учет в налоговом органе? В связи с введением в действие Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 1 января 2004 года постановка на учет как в налоговых органах, так и во внебюджетных фондах осуществляется на основании сведений о государственной регистрации. При этом предпринимателю нет необходимости осуществлять постановку на учет в этих органах "собственноручно", указанную работу выполнят налоговые органы и внебюджетные фонды самостоятельно, без участия предпринимателя. Порядок взаимодействия налоговых органов в настоящее время постановлением правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. N 266, от 19.06.2002 г. N 438, N 439, N 440, от 16.10.2003 г. N 630", предусматривающим изменения правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, изменения форм документов, представляемых при государственной регистрации, а также правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации реорганизации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.

Малый бизнес ФНС