Только недавно поутихли дискуссии о целесообразности обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта, как разворачивается новая - нужно ли платить за то, что испокон веку воспринимается как нечто само собой разумеющееся, - за дороги. Подобное Беларусь также пережила несколько лет назад. Но сегодня и страховка от случайного дорожного происшествия ("СОЮЗ" об этом уже писал), и вполне умеренная плата за проезд по международной трассе Брест - граница России являются обычным делом. Думается, такой опыт будет небесполезен и другим.
Чтобы читатель мог оценить его полнее, совершим небольшой исторический экскурс. Трасса из Бреста через Минск на Москву уже несколько столетий является одной из важнейших. К московской Олимпиаде 1980 года ее капитально реконструировали, однако за период постсоветского кризиса она пришла в упадок. Между тем на открывшийся для Запада огромный российский рынок хлынул небывалый поток товаров. Вот почему Евросоюз признал транспортный коридор Париж - Москва - Нижний Новгород, частью которого является трасса Брест - граница России, важнейшим приоритетом. И предложил белорусскому правительству кредит и техническое содействие для ее обновления.
Достигнутое соглашение стало катализатором возрождения автомагистрали. Хотя полученные от Европейского банка реконструкции и развития 50 миллионов долларов составили не более 40 процентов средств, вложенных в капитальный ремонт 610-километровой трассы, роль новых технологий, материалов и методов управления, освоенных в ходе сотрудничества, оказалась куда значительнее. Однако соглашение стало возможным лишь при условии, что с целью возврата кредита проезд станет платным - как на магистралях такого технического уровня в Западной Европе. Такое условие было закреплено в законе о дорожных фондах, постановлении Совета Министров Беларуси, распоряжениях минтранса и минфина. А непосредственно для реконструкции и эксплуатации супермагистрали 10 лет назад было создано республиканское государственное предприятие "Белавтострада".
Чтобы наглядно представить, что за эти годы сделано, директор предприятия по экономике и финансам Николай КИРБАЙ пригласил корреспондента "СОЮЗа" на ближайший к Минску пункт взимания дорожных сборов "Колосово" (всего таких на трассе 4). Двухполосная в каждом направлении магистраль в этом месте разветвляется на несколько "рукавов".
- Так что даже при пиковой нагрузке, достигающей 2500 автомобилей в час, оплата проезда занимает не более минуты, - комментирует Николай Иванович. - Поскольку почти весь транзитный транспорт следует в Россию или из нее, по суммам сборов мы можем четко отследить экономическую ситуацию в соседней стране. За четыре месяца этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они возросли примерно на 20 процентов, а по сравнению с докризисным 1997 годом - в 2,5 раза.
Словом, платная магистраль, вопреки вполне понятному желанию сэкономить и направить автомобиль по обычной дороге, пролегающей параллельно, пользуется все большей популярностью. Причины этого вполне прозаичны: так быстрее и... дешевле. Многие тысячи водителей ежедневно на собственном примере убеждаются в справедливости расчетов, сделанных специалистами "Белавтострады": на каждых 100 километрах пути 4-5-осная фура здесь экономит час с четвертью и 5,2 доллара за счет меньшего расхода топлива, износа техники и шин, рабочего времени водителя. И это с учетом внесенной за проезд платы! Легковушка экономит полтора доллара на каждой сотне километров. Здесь можно на вполне законных основаниях мчаться со скоростью до 120 километров в час. И при этом - достаточно безопасно. Благодаря отличному обустройству, информативным знакам, электронным системам управления и многому другому количество дорожно-транспортных происшествий по сравнению с 1995 годом сократилось на трассе более чем вдвое при том, что интенсивность движения значительно возросла.
На этом фоне совсем по-иному воспринимаются 50 долларов за проезд по всей трассе, взимаемых с белорусских, российских или зарубежных "дальнобойщиков" (точнее, фирм - владельцев автомобиля с тремя и более осями). С легковушек, например, "спрос" намного меньше - 6 долларов с иностранцев и всего 2 - с российских жителей (белорусские автомобили, если у них меньше трех осей, пока ездят бесплатно). Все это в несколько раз меньше, чем пришлось бы заплатить за путешествие по аналогичной магистрали во Франции или Словении. Тем не менее интересуюсь мнением россиянина на "Ладе", притормозившего у пункта оплаты за проезд. "Так это ж столько же, сколько платишь на частной автопарковке за день, - говорит он. - А тут за эти же деньги 600 километров без проблем за 5 часов пройдешь. Конечно, выгодно". Причем, если путь пролегает только по части автомагистрали, то плата взимается лишь за проезд между соседними пунктами пропуска. С белорусов - белорусскими деньгами, с россиян - российскими, а с иностранцев - в СКВ. Можно расплатиться и с помощью банковских карточек.
За полчаса, которые мы пробыли в "Колосово", проезд оплатили водители нескольких сот автомобилей. Нетрудно предположить, что за год суммы набегают немалые.
- Но и затраты наши надо учесть, - поясняет Н. Кирбай. - До 2007 года придется рассчитываться с банком за кредит. А затраты на содержание и ремонт трассы? Каждый ее километр обходится за год в 65 500 долларов! И это самые минимальные затраты. В целом же сборы за проезд покрывают их примерно на 50 процентов, остальное идет из дорожных фондов и других бюджетных источников.
Но вот что интересно: при содержании и развитии автотрассы активно применяются зарубежные новинки. Западные фирмы активно идут на сотрудничество с "Белавтострадой", потому что видят в ней компетентного, а главное, финансово состоятельного партнера. Сейчас активно реконструируется участок в несколько десятков километров, примыкающий к российской границе. За несколько лет там, как и по всей трассе, движение будет организовано по двум полосам в каждом направлении, вместо перекрестков появятся современные транспортные развязки. Оплатить проезд в недалеком будущем можно будет безналичным способом, один раз, если едете по всей дороге, с помощью микрочипа, установленного на ветровом стекле. Все это, кстати, является условием для установления платы за проезд по трассе и для всех белорусских владельцев транспорта, что намечено на начало 2006 года.
Кстати, ввести плату с местных владельцев "жигулей", "опелей" и "мерседесов" не раз планировалось и раньше. Однако с учетом общественного мнения решение откладывалось как не до конца подготовленное. Есть и другие проблемы. Например, по закону о дорожных фондах своеобразный финансовый водораздел проходит между резидентами и нерезидентами страны. Однако как определить это, исходя из номера транспортного средства? Зачастую невозможно. Проверять же документы, удостоверяющие личность, у дорожников нет никакого права, да и не их это функция. "Очевидно, разумнее было бы при взимании сборов исходить из того, где зарегистрирован транспорт", - считает Н. Кирбай.
О своем опыте белорусские дорожники без утайки рассказывают российским коллегам. Они, как и специалисты из Прибалтики, стран СНГ, частые гости в "Белавтостраде". Все сходятся во мнении, что плата за проезд по комфортабельной и безопасной трассе вполне нормальный инструмент рыночной экономики. Но лишь при условии, если результаты идут на пользу и простым людям, и субъектам хозяйствования.