20.05.2004 05:30
Экономика

Увеличится вывозной налог на нефть

Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3480)
Читать на сайте RG.RU

Премьер Михаил Фрадков подписал постановление о том, что с этого дня вывозной налог на нефть составит 41,6 доллара за тонну против 35,2, а экспортная пошлина на нефтепродукты - 37,5 доллара за тонну против 31,7. Получается, что при нынешних объемах экспорта казна получит дополнительно примерно 200 миллионов долларов. Причина в беспрецедентно высокой цене на нефть на мировых рынках.

Цифры берутся не с потолка. Еще в феврале 2002 года экспортную пошлину жестко привязали к цене нефти на мировых рынках. Логика проста: чем дороже нефть, тем больше прибыли получают те, кто ею торгует. Так почему бюджет должен остаться в стороне? Эксперты постоянно отслеживают, сколько стоит в Европе нефть марки Urals (та, которой торгует Россия), вычисляют цену за два месяца, а потом с помощью особой (но не слишком мудреной) формулы определяют, какой налог с этой средней цены может позволить себе взять государство. Пошлина на нефтепродукты вычисляется еще проще - это 90 процентов от пошлины на нефть. Механизм получился настолько простым и удобным, что его теперь применяют и к другим товарам, которые ввозит или вывозит Россия, например, к некоторым видам продовольствия.

А нефть нынче действительно в цене. Если еще в январе-феврале наша нефть стоила в Европе 28,2 доллара за баррель, то в марте-апреле она вздорожала уже до 30,53 доллара.

Поэтому, как подчеркивают в Минфине РФ, предпринимателям придется платить самый высокий вывозной налог с того самого момента, как экспортную пошлину привязали к цене. Прежний рекорд - 40,3 доллара за тонну, как видим, с лихвой побит.

Если для российского бюджета дорогая нефть - это прямые деньги, то мир, напротив, озабочен. Как ожидается, в субботу в Амстердаме, где страны ОПЕК соберутся на очередную встречу, им будет предложено поднять квоту (разрешенный объем добычи) на 1,5 миллиона баррелей. Некоторые страны этому активно сопротивляются, как, например, Венесуэла и Иран, поскольку они, как и Россия, нефтью живут. Но они, в отличие от России, члены ОПЕК и, видимо, подчинятся. Особую позицию сохраняют пока Объединенные Арабские Эмираты, которые в принципе не против, но настаивают не принимать такое решение именно в субботу, а попозже. Не секрет, что едва ли не главной причиной дороговизны остается ситуация в Ираке. Когда мир видит, что партизаны казнят людей в прямом эфире, а на следующий день узнают, что бравые янки пытают даже собственных журналистов, мир начинает догадываться, что иракской нефти ждать еще долго.

Порадовавшись за казну, спросим себя: а чем грозит ситуация нам, потребителям? Только за прошедшую неделю бензин в России подорожал на процент. Это уже очень чувствительно, но то, что творится на Западе, возможно, демонстрирует, с чем придется столкнуться россиянам, если нефть будет и дальше дорожать такими же темпами. По личным наблюдениям автора, в Германии бензин поднялся до таких высот, что народ предпочитает пользоваться общественным транспортом, а такси стоит раз в 10 дороже, чем в Москве. И так практически везде в мире. Так что вечный антагонизм бюджетных и карманных интересов, хотя и не ударил по нам с такой силой, как по платежеспособным западным обывателям, никто не отменял.

Нефть и газ Ресурсы ОПЕК Минфин