Собственно, президент ждал от председателя правительства не просто предложений по новой структуре кабинета, а фактически представление более эффективного механизма работы той команды, которой предстоит в ближайшее время сделать прорыв в экономике и существенно улучшить жизнь россиян. "Естественно, мы учтем все замечания в своей работе, в первую очередь критические", - заверял президента после своего утверждения в Госдуме на пост премьер-министра Михаил Фрадков.
Судя по всему, кадровый состав кабинета министров вряд ли претерпит серьезные изменения. Что же касается структуры, то Фрадков не раз говорил о необходимости выведения надзорных органов из-под контроля министерств. Однако речь идет не обо всех агентствах, а лишь о тех, которые занимаются надзором за госсектором. Те же, кто следит за рынком, так и останутся в ведении профильных министерств. Впрочем, пока неясно, как далеко могут зайти в своих преобразованиях авторы нового витка административной реформы. Вероятно, что нынешнему правительству грозит еще одна ликвидация дублирования функций. В ее рамках некоторые агентства вполне могут быть упразднены. Хотя министры не очень-то горят желанием расставаться с подконтрольными им органами. В последнее время ряд членов правительства, напротив, предлагал создать новые агентства. То есть правительственная "пирамида", как ее окрестил сам Фрадков, рискует стать еще шире к своему основанию.
Создать очередное агентство - по управлению средств накопительных счетов военнослужащих, предназначенных для покупки ими квартир, - сегодня собирается предложить министрам глава Минэкономразвития РФ Герман Греф. На заседании правительства речь пойдет о введении накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. В конце марта на совещании в Минобороны РФ Владимир Путин поручил подготовить законопроект, предусматривающий создание новой системы жилищного обеспечения военных. Экс-заместитель Грефа, а ныне директор департамента Владислав Путилин сразу же принял импульс, исходящий от Верховного главнокомандующего, и, как истинный военный, немедленно приступил к выполнению приказа. Результатом этой работы и стал представленный законопроект.
Квартирный ответ, который пытался найти кабинет министров еще на прошлом заседании правительства, фактически рассортировал желающих получить собственный угол на разные категории и по разным законам. С положением малоимущих, которое подробно будет расписано в разработанном Минпромэнерго Жилищном кодексе, кабинет Фрадкова уже определился: по новому законодательству только эта категория семей сможет получить бесплатное жилье от государства. Всем остальным отныне от государства бесплатного жилья ожидать вряд ли стоит. В том числе и военнослужащим.
Решения жилищного вопроса сегодня ожидают 136 тысяч бесквартирных семей военнослужащих, в том числе 91 тысяча необеспеченных постоянным жильем, 45 тысяч - служебным жильем (те, кто заключил контракт после 1998 года). Кроме того, 28 тысячам семей военнослужащих требуется улучшение жилищных условий. Таким образом, общее количество нуждающихся в жилье сегодня превышает 164 тысячи семей. Это означает, что практически каждая третья семья офицера или прапорщика не имеет квартиры.
Как правило, бесквартирные военные, которые уже давно перешли из разряда элиты в разряд бомжей, довольствуются малым: общежитиями, где проживает 86 тысяч семей, помещениями для временного проживания (кабинеты, спортивные залы, казармы и т.д.), которые освоили 1 тысяча 300 семей. И это несмотря на то, что законом о статусе военнослужащего гарантировано обеспечение служебным жильем. На подобную категорию квартир или, скорее, комнат, сегодня могут рассчитывать разве что слушатели военных академий, которые после окончания учебного заведения предпочитают забаррикадироваться на этом маленьком клочке служебной площади, но не освобождать ее ни под каким предлогом.
Тем же, кому со служебной площадью не повезло, приходится более затратным способом обеспечивать свою семью жильем - снимать квартиру. Таких "денежных" семей, по подсчетам Минобороны РФ, по всей России насчитывается 49 тысяч. При этом компенсация за поднаем жилья из бюджета в зависимости от региона составляет от 10 до 25% фактических затрат.
Но ни в регионах, ни тем более в Москве или ближайшем Подмосковье, размер компенсации в 400 рублей никак не сопоставим с реальным уровнем оплаты за поднаем жилья.
"Число военных, нуждающихся в жилье, как правило, стабильно и практически не зависит от суммы, выделяемой на решение проблемы из федерального бюджета", - заметил источник в правительстве. Поэтому разработчики документа предлагают уже с 1 января 2005 года перейти к накопительно-ипотечному механизму.
По оценкам МЭРТ, в 2005 году на данную систему из федерального бюджета необходимо выделить 1 миллиард 30 миллионов рублей, с 2006-го по 2009-го - по 2 миллиарда рублей ежегодно, с 2009-го по 2029-го - еще по 1 миллиарду рублей дополнительно. Согласно законопроекту, каждому военнослужащему федеральный бюджет будет начислять 37 тысяч рублей в год (чуть больше 1200 долларов), которые впоследствии будут индексироваться исходя из уровня инфляции. Причем ведомство Грефа, как и ранее Госстрой, предлагает оценить среднюю рыночную цену одного квадратного метра в 11 тысяч 800 рублей (около 400 долларов). "Созданный денежный кулак преображается в активы на рынке ценных бумаг, и через три года военнослужащий имеет право с имеющимися накоплениями участвовать в ипотечной системе покупки жилья", - заметил источник в правительстве.
Предусматривается, что средства государства могут быть использованы в виде ипотечного кредитования с предоставлением беспроцентного кредита, либо по истечении 20 лет военнослужащий сможет снять со своего счета накопившуюся сумму для приобретения жилья, либо продолжать накапливать средства. "Таким образом, через 17 лет службы военный может приобрести квартиру в 54 квадратных метра, через 20 лет - 60 кв. м, через 25 лет - в 80 кв. метров, через 30 лет службы - 96 квадратных метров". В общем, разработчики и не скрывают, что таким образом пытаются привязать военных к службе, поскольку нынешняя система обеспечения жильем зачастую провоцировала увольнение, после которого военнослужащий и обретал долгожданный угол. Теперь же увольнение пытаются сделать "немодным". Например, если военнослужащий, не выработав 10-летнего срока службы, в который не включено время обучения в высшем военном учебном заведении, уволится из армии или же его сократят, накопленные им средства возвращаются государству.
Правда, вряд ли именно таким образом удастся сделать военную службу привлекательной. Ведь, если подсчитать, то за три года военный сможет получить от государства от 3 до 4 тысяч долларов. Этой суммы вряд ли хватит на 30-процентный взнос для того, чтобы воспользоваться ипотечным кредитом, даже вложив свои личные сбережения. В этом случае стоимость квартиры должна колебаться от 9 до 12 тысяч долларов. Но в России таких квартир уже практически нет. Тем более что рост цен на жилье в 2003 году в среднем по России составил 26%, а в Москве - 45%. Правда, в ведомстве Грефа подобную нелогичность объясняют довольно просто: военный должен жить там, где это ему по средствам. При этом в Минэкономразвития РФ забывают, что по закону военнослужащий не выбирает место службы.