20.05.2004 03:40
Экономика

Питер: борьба с рекламой

Санкт-Петербург пытается бороться с непристойной рекламой
Текст:  Наталья Шергина (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3480)
Читать на сайте RG.RU

Недавно от рекламных растяжек полностью очистили Невский проспект. Но тут некий пиарщик наводнил город рекламой пылесосов, сопровождаемой непристойным слоганом. Возмущенные петербуржцы оборвали телефоны различных институтов власти. Через восемь дней непристойности заклеили.

Но история борьбы петербуржцев с рекламой неожиданно получила свое продолжение. Те самые инициаторы, о которых шла речь в начале материала, самоорганизовались в новую общественную структуру - Экспертный совет по вопросам культуры и рекламы в Санкт-Петербурге. В культурно-просветительском центре Александро-Невской лавры они провели первые общественные слушания на эти темы. "Общество должно уметь защищать свои устои, свою мораль, свои традиции, свою веру", - говорили выступающие. Формально Закон РФ "О рекламе" дает эти права общественным организациям. Но, поскольку таковых в нашем городе до сих пор не было создано, у общественности нет рычагов влияния на рекламодателей.

Я поинтересовалась у одного из участников слушаний, профессора Котельникова, сознательно или случайно он оказался в только что зародившейся общественной структуре?

- Я пришел посмотреть, что это за структура, - честно признался Владимир Алексеевич. - Вероятно, здесь мой голос будет нелишним. Потому что в условиях нынешней идейной анархии пора приступать к формированию общественных, морально здоровых гражданских институтов. К деятельной части петербургской интеллигенции во все времена власть прислушивалась.

- В историческом контексте неожиданно появляется смысл в запрещении джаза. "От саксофона до ножа - один шаг"? Этот томный, чарующий инструмент действительно очень расслабляет.

- Большое заблуждение думать, что эстрада так жестоко запрещалась. Иначе у нас бы не было Утесова. И сегодня ничего не нужно запрещать. Но каждому явлению жизни должно быть определено свое место. Бессмысленно, например, запрещать алкоголь. Но это плохо. Я не представляю себе жизни без бокала хорошего красного вина. Но культура пития, знание вещей этого круга должна входить в состав образования. Так же нужно относиться и к воспитанию эротических отношений.

- Времена изменились. Могут ли вообще сегодня влиять на современную молодежь деятели науки, культуры? Насколько действенны усилия общественности, подобные только что завершившимся слушаниям?

- Я общаюсь с молодежью в основном в студенческих аудиториях. Но влияние на нее - нечто иное. За мной не пойдут, если стану говорить с ними о языке Пушкина, о рукописях. Влиять должна сама власть. Ведь общеизвестно, что большая часть населения управляема, то есть, подвержена всякого рода внушениям, идеям.

- Похоже, эту роль выполняет реклама. Она брутально воздействует на психику.

- Если кто-то думает, что реклама только лишь заставляет купить какой-то товар, - это большое заблуждение. Реклама прежде всего разрыхляет и размягчает сознание. А потом в это сознание можно бросать какие угодно идеи, запросы. На Западе этот механизм давно обсуждается и с ним ведут успешную борьбу.

- Но кто-то должен ее возглавить у нас, в России.

- У нас ростки, это сделать пока очень трудно. Настолько в стране все рассеянно, раздробленно, разрозненно. Духовная, культурная жизнь России слишком пестра, слишком разнообразна. Но, думаю, исторически собирание земель, собирание могучего единого государства обязательно снова произойдет. Как это делалось в эпоху великих княжеств. Необходимо собирание духовных, культурных частей. Мне кажется, у христианской части человечества все-таки найдутся силы вернуться к творческим традициям с очень важным менталитетом - сохранением человечества, как рода. Мы можем сколько угодно пропагандировать вред наркотиков, табака и алкоголя. Но согласитесь, сейчас пока ни в ком из нас нет этого менталитета. Да, есть чувство самосохранения. А инстинкта сохранения культуры и цивилизации нет. Но у человечества подобные этапы уже были. Потом срабатывал инстинкт общего самосохранения. У человечества слишком большое содержание, чтобы просто вот так взять, и погубить себя.

- В слушаниях, к моему удивлению, приняли участие активисты молодежной организации "Идущие вместе".

- Молодые, социально активные люди хотят жить. Я вижу, что у молодежи появляются моменты социальной ответственности. Это добрый знак. Они придут к пониманию того, что нужно сохранять в себе внутреннее пространство. Тут сработает простой биологический инстинкт - желание быть здоровым, видеть рядом здорового человека, общество, среду. Помните, как возникло на Западе движение зеленых? Они заставили с собой считаться. А как мы в 60-е годы вдруг все надели рюкзаки и поехали за город, на природу, в горы? Нас были тысячи! Это было мощное движение. Оно получило свое поэтическое, песенное воплощение. А сколько возникло дружеских кругов, как это было тепло, душевно.

- Концерты на стадионах тоже иногда вызывают иллюзию единения.

-Рок-концерт или пивной бар - не место, где можно общаться душевно. Потому что там чересчур сильное воздействие на психику. Мы же вышли в тишину, чтобы слушать пение птиц, туда, где слышен голос каждого. Это было время идеальной искренности. И это будет повторяться.

Бизнес Санкт-Петербург Северо-Запад