21.05.2004 06:57
Власть

Одной ногой в ВТО

Правда, только одной ногой
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3482)
Читать на сайте RG.RU

В Москве открылся саммит Россия - ЕС, а вчера министр экономического развития и торговли Герман Греф и еврокомиссар по торговле Паскаль Лами уединились для того, чтобы поставить точку в шестилетней эпопее наших переговоров с ЕС относительно членства в ВТО. Буквально за несколько часов до этого практически все ведущие отечественные и зарубежные СМИ "быстрого реагирования" (в Интернете и в эфире) выдали беспрецедентную порцию оптимизма на этот счет.

Это означает, что мы уже одной ногой переместились во Всемирную торговую организацию. Из крупных игроков, согласием которых еще надо заручиться, останутся только Штаты, однако, как говорят участники переговоров, с ними скорее всего удастся столковаться до конца года. Но даже одно только согласие ЕС наверняка спровоцирует лавину ратифицированных протоколов с партнерами "второго эшелона". Пока перечень стран, заявивших, что они не возражают против вступления России в ВТО, умещается на пальцах одной руки, причем это "легкие" партнеры, такие, как Израиль, Киргизия или Венгрия, Чехия, Латвия и Литва, все равно влившиеся 1 мая в Евросоюз. Напомним, что пока самая маленькая страна, входящая в так называемую Рабочую группу ВТО (это и есть своеобразная "приемная комиссия", и в ней - 67 стран), не даст своего согласия на вступление, его не произойдет. Но не секрет, что маленькие страны оглядываются кто на ЕС, кто на США и стараются повторять их движения.

От нынешнего саммита Россия - ЕС прорыва ждут давно. Прорыв - это дело чести. Примерно с декабря прошлого года Россия вдруг вспомнила, что 1 мая грядет расширение Евросоюза и могут пострадать многие наши интересы, среди которых главный - товарный транзит в Калининград. Интенсивность переговоров на этот счет нынешней весной превысила все мыслимые рамки, но 1 мая неотвратимо пришло, и России де-факто пришлось смириться с тем, что ЕС поступает, как считает нужным, не заботясь, что его успехи могут повредить соседям, и ограничиваясь лишь обещаниями "исправить все по ходу дела". Таким "ходом дела" Россия и рассматривала нынешний саммит. Но странно - о Калининграде осведомленные источники пока почти не говорят. А вот про ВТО только и слышишь, что "прорыв" да "прогресс". Значит ли это, что Россия "сдала" Калининград в обмен на ВТО? Наверное, нет, поскольку комбинация, видимо, выстраивается куда более сложная.

Неделю назад, встретившись в Брюсселе, Греф и Лами заявили, что не позднее сегодняшнего дня представят проект согласия ЕС на присоединение России к ВТО. Накануне вылета в Москву Лами намекнул, что проект практически готов: "Осталось пройти 10 - 15 процентов дистанции", - загадочно сообщил он. В то же время со ссылкой на анонимные источники прошла информация, что Россия договорилась с ЕС по газовому ультиматуму. Если им верить, все выглядит так, как и предсказывал эксперт ВТО Алена Шинделар в интервью "РГ" пару месяцев назад: ЕС не требует от нас резкого повышения цен на газ до уровня мировых, но Россия берет переходный тайм-аут, в ходе которого гарантирует провести реформу топливного сектора по западной модели. Если так, то и в самом деле пора подписывать протокол: непримиримых вопросов между Россией и ЕС больше не остается. Это остро почувствовали отечественные автостроители, которые вчера на своих сайтах опубликовали несколько панических материалов, предрекающих смерть нашенского автопрома. Лишний раз убеждаешься в правоте г-на Лившица, который еще полтора года назад сказал, что, когда газовая коллизия будет решена, остальные проблемы будут сметены, "как крошки со стола".

Соглашение могли подписать еще вчера. Но протокол и статусность - вещи далеко не пустые. По некоторой информации, последние дни шли напряженные дебаты, кому лучше объявить о подписании протокола с ЕС, Грефу и Лами или, на следующий день, то есть сегодня, Путину и Проди (председателю Еврокомиссии, начальнику Лами). В итоге подпишут документ первые лица, но первым объявил об этом все-таки Греф.

Внешняя политика Европейский союз ВТО