22.05.2004 01:20
Культура

Каннская рулетка

В конкурсе появился фильм-лидер
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3483)
Читать на сайте RG.RU

Кар-Вай его делал пять лет и все равно не успел: утренний просмотр пришлось отменить - не были готовы субтитры. К тому же он всех надул: исходя из названия, пресса уверенно писала, что грядет кинофантастика, мрачная антиутопия в стиле Оруэлла. Автор этого не опровергал, говорил о проекции из прошлого в будущее. На самом деле 2046 - всего лишь номер комнаты в отеле, где некий писатель пережил мгновения неповторимой страсти, не понимая цены этим счастливым дням. То есть ему казалось, что цену он знал, платя женщине десятку за ночь. Потом она эти купюры ему вернет нетронутыми, и только тогда он догадается - почему.

Фильм, где действуют всего три персонажа, почти весь - на крупных планах, полутонах, тихих диалогах. Его тема - ностальгия, причем не только о пережитой, но не случившейся любви. Удивительным образом Кар-Вай вводит в лирический сюжет тему ностальгии по нестерпимо прекрасной жизни, ушедшей вместе с исчезновением прежнего Гонконга - островка интернациональной жизни на Востоке. В фильме звучит много музыки, европейской и американской - от Беллини до рождественских песен Нат Кинг Коула. Он изысканно красив, чувственен, и его главная интонация - печаль об утраченном или несбывшемся. Это фильм рукодельный: видно, что он плод не столько замысла, сколько интуиции - автор шел по сюжету ощупью, его не придумывая, а переживая. Честно говоря, мне кажется, что он не успел и к вечернему сеансу что-то там подштопать - фильм слишком хаотичен и в нем по меньшей мере пять финалов, причем самый выразительный - в середине. Но, выражаясь высокопарно, на челе его запечатлен поцелуй гения, и по идее он должен получить Золотую пальмовую ветвь.

Но во главе жюри - Тарантино, любитель "экшн" и японских мультиков. И такой мультик тоже есть в конкурсе - простенькая по рисунку "Невинность", более напоминающая комикс, где у застывших персонажей движется только рот. Это как раз фантастика с киборгами, кровянкой и механическими страстями. Страшно подумать, но и ей пророчат награды, исходя из вкусов президента жюри.

А в критических рейтингах расклад такой. До фильма Кар-Вая там лидировала картина "Взгляни на меня" француженки Аньес Жои. На второе место жаждущие революций критики поставили "Дневник мотоциклиста" о Че Геваре. На один пункт ему уступает политический донос Майкла Мура "Фаренгейт 9/11". Среди фаворитов японская драма "Никто не знает" Хироказу Коре-еды, "Жизнь - чудо" Эмира Кустурицы и "Шрек-2".

Но и эти рейтинги ничего не значат: любые прогнозы, где замешан Тарантино, бессмысленны. Все замерли в ожидании кульбита, который он придумает и который в любом варианте будет принят с аплодисментами и свистками: решение, которое устроило бы всех, явно невозможно.

А пока идут последние просмотры. Провел свой фуршет-презентацию Санкт-Петербургский Фестиваль фестивалей, который пройдет вслед за Московским международным. Напомнил о близком старте кинофестиваль в Карловых Варах; в беседе с вашим корреспондентом его президент Вера Заоралова сообщила, что от России в конкурсе участвует фильм Валерия Тодоровского "Мой брат Франкенштейн".

В программе "Золотая камера" показали хороший фильм из Казахстана "Шиза" - игровой дебют Гуки Омаровой по сценарию, написанному ею с Сергеем Бодровым. Это история пацана, которого все считают ненормальным. Но нравы затерянного в степи городка излечивают его лучше докторов: здесь нет ни власти, ни закона, ни морали. Мальчуган оказывается способным учеником: он теперь ворует, убивает, добывает зеленые и становится нормальным - то есть, как все.

Кино и ТВ