24.05.2004 07:00
Власть

Выход в единое пространство

В Ялте решено: к 2007 году подготовить все для создания реального экономического союза России, Белоруссии, Казахстана и Украины
Текст:  Владислав Воробьев (Ялта)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3483)
Читать на сайте RG.RU

Странам Западной Европы понадобилось почти 15 лет, чтобы создать Европейское экономическое сообщество, которое позже было преобразовано в Евросоюз. Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан вновь изобретать велосипед не стали. Посему и времени для создания своей модели единого экономического пространства отвели куда меньше. Российские эксперты рассчитывают, что уже к 2007 году будут созданы наднациональные структуры и ЕЭП начнет полноценно функционировать. Правда, для этого необходимо согласовать еще около 30 документов, параллельно внеся необходимые изменения в национальные законодательства. И наконец, парламентам четырех стран предстоит ратифицировать принятые документы.

На первый этап создания ЕЭП ушло восемь месяцев. Рамочное соглашение было подписано в Ялте в сентябре 2003 года, после чего практически каждый месяц собиралась Группа высокого уровня.

Ударная работа кипела под пристальным вниманием со стороны четырех президентов.

Вчера, опять же в Ялте, был дан старт второму этапу экономического единения "четверки". Первым делом Владимир Путин по очереди с глазу на глаз побеседовал с тремя своими коллегами-президентами. А сегодня должна состояться совместная встреча глав государств - участников Соглашения о формировании ЕЭП.

Источник в Правительстве РФ сообщил "РГ", что перед Группой высокого уровня президенты сегодня поставят достаточно жесткие сроки для подготовки нового пакета документов. "Болванки" текстов экспертам предстоит разработать скорее всего уже до конца этого года. "Нужно сформулировать в прикладном плане правила совместной деятельности", - пояснил Владимир Путин. Однако тут возникают главные трудности. Существует два пути дальнейшей работы над соглашениями: начать с двустороннего перетягивания одеял или сразу перейти к подготовке пакетного документа, иными словами, создать своеобразный кодекс ЕЭП. Россия предлагает выбрать второй вариант, как наиболее продуктивный.

Наиболее трудными будут российско-украинские переговоры. Киев настаивает на уплате НДС по стране назначения. Речь идет, в основном, о поставках на Украину российских нефти и газа. Если Москва примет настоятельное предложение Киева, то будет терять в год до 1 миллиарда долларов. Россия, может быть, и готова на такую уступку, однако взамен хотела бы услышать о том, что украинская сторона официально отказывается от своих претензий на часть оставшейся от СССР загрансобственности, которую наша страна получила в качестве компенсации за обслуживание всего советского долга.

Отнюдь не все гладко и в отношениях России с Белоруссией. Минск никак не соглашается подписать долгосрочное соглашение о поставках российского природного газа по рыночным ценам. "Я надеюсь, что мы все решим", - заявил Владимир Путин в беседе с Александром Лукашенко. "Я тоже так думаю, мы ведь ответственные и разумные люди", - ответил президент Белоруссии. "Но вы ведь ничего конкретного о поставках природного газа не сказали", - поинтересовались журналисты. "А что о газе сказать? Вам что, газа не хватает?" - сделал вид, что не понял, о чем идет речь, Лукашенко. "Вам не хватает", - настаивали газетчики. "Нам газа хватает, не волнуйтесь", - продолжал белорусский президент. Более конкретный ответ российским журналистам дал Владимир Путин: "Крайней озабоченности тем, что пока не удалось решить все вопросы, нет".

Наиболее безоблачными на сегодняшний день остаются отношения между Россией и Казахстаном. Впрочем, без работы президенты не остаются. Казахстан, к примеру, просит Россию снизить железнодорожные тарифы и тарифы на прокачку казахстанской нефти по российской территории. Положительного ответа Москва пока не дала. Однако взаимовыгодное решение, очевидно, будет найдено в ближайшее время.

Между тем

ВЦИОМ провел опросы общественного мнения в России, Белоруссии и на Украине, направленные на выяснение отношения населения этих стран к возможностям и перспективам их интеграции. Основными "точками соприкосновения" между нашими народами, по мнению опрошенных, являются общее историческое прошлое, родственные связи между жителями этих стран, совпадение экономических интересов (эти позиции были отмечены 22-42% респондентов).

Половина россиян (51%) хотели бы продолжать жить в своей собственной стране и не стремятся к каким-либо государственным и надгосударственным союзам и объединениям. Украинцы и белорусы, напротив, в большинстве своем тяготеют к различным формам объединения стран. При этом украинцы больше всего хотели бы жить в объединенном союзе славянских государств (эту идею поддерживают 23% опрошенных), а вот белорусам наиболее привлекательным для проживания политическим союзом представляется объединенная Европа (28%).

Внешняя политика Президент СНГ