25.05.2004 02:00
Экономика

Авиаперевозчики попали в "нефтяной коридор"

Текст:  Людмила Морозова
Российская Бизнес-газета - : №0 (460)
Читать на сайте RG.RU

Авиакомпании надеялись, что нынешний год наконец станет для них более успешным, чем предыдущий, поскольку объем глобальных пассажирских авиаперевозок в 2003 году снизился на 2,4 процента. Эксперты различных европейских авиакомпаний прогнозировали, что рост мирового пассажиропотока в 2004 году должен составить от 7 до 8,7 процента.

Между тем цены на нефть бьют все рекорды. Только с начала этого года мировые цены на "черное золото" повысились более чем на 20 процентов, достигнув максимального уровня более чем за 20 лет. В соответствии с ситуацией растут цены и на нефтепродукты: тонна авиакеросина стоит уже почти 400 долларов.

Вместе с тем авиационные компании во избежание возможных убытков были вынуждены поднять цены на авиабилеты, как только цены на нефть перевалили отметку в 40 долларов за баррель. Повысили цены на 4 евро за билет компании Air France, KLM, Spanair, крупнейшая компания British Airways, операционная прибыль которой в прошлом году выросла на 37 процентов, также поддалась мировой тенденции, британцы заявили о росте предполагаемых расходов на топливо в этом году в размере 263 миллионов долларов и подняли цены на билеты на внутренних линиях на 2,5 фунта и на 4,44 доллара на международных. Авикомпания Австралии Qantas также сообщила, что повышает цены на 4-10 долларов, а новозеландская Air New Zealand ввела систему наценок от 2,6 до 16 долларов. Наиболее существенное повышение пассажирам преподнесла компания Swiss Air: стоимость билетов этой швейцарской авиакомпании возросла на 3 процента.

Впрочем, представители компаний полагают, что увеличение тарифов может быть временным. "Наценка" будет отменена, как только среднемесячные котировки нефти сорта Brent вернутся к 30 долларам за баррель. Однако, как прогнозируют ведущие аналитики РБК по нефти, пока действуют фундаментальные факторы, и они совсем не свидетельствуют о предстоящем понижении котировок. Причем на энергетическом форуме в Амстердаме лидеры ОПЕК недвусмысленно намекали на то, что нынешний уровень цен есть "новая реальность", а не нечто экстраординарное. Впрочем, как будет на самом деле, покажет жизнь. Ведь стоимость билетов на самолеты в течение последних пяти лет не снижалась, несмотря на то, что стоимость керосина опускалась. Посему "ценовой коридор" может сработать только в одну сторону - увеличения.

Пожалуй, для пассажиров, которые платят сотни долларов за билет, такие пустяковые наценки вряд ли ощутимы. А вот представители компаний считают, что эти наценки лишь частично компенсируют ущерб авиакомпаний. Если учесть количество перевозимых в 2003 году пассажиров компанией British Airways, то за счет дополнительных сборов она рассчитывает привлечь дополнительно около 136 миллионов долларов, а компания Air France - 129 миллионов евро.

Аналитики европейских компаний считают, что затраты на топливо у их авиакомпаний составляют около 16 процентов. У российских же перевозчиков значительно выше - 31,22 процента, и это самая значительная часть их расходов. В то же время эксперты отмечают, что рост мировых цен на нефть практически не влияет на российских перевозчиков, объясняя это тем, что цены на авиатопливо в России растут медленнее инфляции. Так, в 2003 году инфляция составила 12 процентов, а керосин подорожал на 10,2 процента, средний же тариф экономкласса на внутренних линиях в прошлом году вырос на 11,7 процента. Видимо, цены на билеты достигли потолка.

Сегодня авиаперевозки в России на подъеме, их общий рост в марте составил 17 процентов (причем март считается мертвым сезоном), в том числе на международных линиях - 26 процентов. По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александра Нерадько, сейчас объемы перевозок примерно соответствуют тем, которые были в 1995 году, однако если тогда в год в авиации было около 50 происшествий, то в прошлом году их было всего 9, добавил А.Нерадько. Что касается прогноза на 2004 год, то он довольно оптимистический. Александр Нерадько предположил, что объем пассажиропотока вырастет примерно на 20 процентов. Впрочем, он не исключил, что постоянное увеличение стоимости авиационного керосина в будущем может стать проблемой, однако, по его мнению, это не вызовет существенного роста цен на перевозки. Представители же отечественных авиакомпаний отметили, что пока у российских авиаперевозчиков есть запас топлива, которое покупалось еще по более низким ценам, ситуация более-менее стабильная. В дальнейшем же они не исключают возможности повышения цен на билеты. Александр Нерадько заявил, что за первый квартал этого года рост авиационных тарифов не превысил 4 процентов. Более того, отметил он, в последнее время цена на билеты на некоторых направлениях стала несколько ниже. Это связано с отменой квотирования на внутренних рейсах, что позволило ряду крупных авиакомпаний выходить на те маршруты, которые ранее были для них закрыты.

Товары и цены